ЗНАК В КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ЗНАК В КУЛЬТУРЕ
одно из современных значений, характерных для расширенной трактовки понятия З., которое занимает важное место в философии, культурологии, логике, лингвистике и психологии. В широком смысле З. — материальное и чувственно воспринимаемое явление (предмет, событие или действие), условно представляющее, выражающее или обозначающее другой какой-либо предмет или явление. Таким образом, «всякий знак может применяться к любым областям человеческого мышления и поведения и к любым областям действительности» (А.Ф. Лосев). В лингвистике З. — минимальный носитель языковой информации, а наиболее общеупотребительным и простым З. любого языка является слово. Применительно к языку понятие условности и произвольности З. было сформулировано швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857—1913): «означающее немотивированно, т.е. произвольно по отношению к данному означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи». Повышенный интерес к исследованию З. привел к появлению особой науки — семиотики, родоначальником которой признается американский логик и представитель философии прагматизма Ч.С. Пирс (1839—1914). Считая, что истинными являются только те идеи и верования, которые подтверждаются практическими результатами, Пирс утверждал, что «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка». Всякое мышление носит знаковый характер, т.к. знак способен замещать реальные объекты и предметы. Применение понятия З. к области культуры было обусловлено стремлением современных ученых преодолеть описательность при анализе истории и отдельных типов цивилизации и выявить единство всемирных культурных процессов. Культурологическое понятие З. ориентировано на выделение и исследование тех форм, в которых проходит деятельность и адаптация человека в сфере культуры, что вело к выделению всеобщих схем и законов развития социального и культурного сознания. В этом смысле культура понимается как универсальный язык и знаковая система, которая, благодаря предметности, идеальности, условности, универсальности, всеобщности и способности З. к передаче, делается доступной человеческому пониманию и усвоению. По аналогии с лингвистикой последовательность и соотношение З. трактуется как текст культуры, который может быть усвоен и передан последующим поколениям. С точки зрения теории о З., в истории культуры сложились свои собственные сферы и формы развернутой знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство, миф, искусство). В то же время З. в своей символической форме имеет важное значение в социальной жизни людей современного общества, организуя культурное пространство, насыщая его смыслами и ценностями, актуальными для данного типа цивилизации. З. является важнейшей формой культурного общения и освоения норм и образцов поведения и навыков практической деятельности. Таким образом, высокая степень знаковости характерна для институциональной и профессиональной культур. Универсальность и всеобщность З. наиболее полно проявляется в письменной культуре и в развитии национальных и мировых языков. Свою самостоятельную роль З. приобретает в сфере художественной культуры и в искусстве, где он в основном выступает в форме образа, и многие реалии объективного мира (цвет, предмет, фигура, жест) превращаются в особый язык, обладающий специфическими качествами эстетической выразительности и изобразительности. В истории цивилизации З. явился не только наиболее распространенной формой хранения и передачи культурной памяти, но при помощи З. происходит процесс самоорганизации культуры, а также перестройка и расширение культурного пространства, что обеспечивает возможности для жизнедеятельности и социокультурного творчества людей. Признание знаковой природы культуры позволяет рассматривать ее как самостоятельную упорядоченную надбиологическую структуру, подчиненную всеобщим закономерностям и способную к самостоятельному развитию. Проблемы культуры и цивилизации с точки зрения знаковых систем рассматриваются структурализмом.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.