ЗНАК В КУЛЬТУРЕ

Найдено 1 определение
ЗНАК В КУЛЬТУРЕ
одно из современных значений, характерных для расширенной трактовки понятия З., которое занимает важное место в философии, культурологии, логике, лингвистике и психологии. В широком смысле З. — материальное и чувственно воспринимаемое явление (предмет, событие или действие), условно представляющее, выражающее или обозначающее другой какой-либо предмет или явление. Таким образом, «всякий знак может применяться к любым областям человеческого мышления и поведения и к любым областям действительности» (А.Ф. Лосев). В лингвистике З. — минимальный носитель языковой информации, а наиболее общеупотребительным и простым З. любого языка является слово. Применительно к языку понятие условности и произвольности З. было сформулировано швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857—1913): «означающее немотивированно, т.е. произвольно по отношению к данному означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи». Повышенный интерес к исследованию З. привел к появлению особой науки — семиотики, родоначальником которой признается американский логик и представитель философии прагматизма Ч.С. Пирс (1839—1914). Считая, что истинными являются только те идеи и верования, которые подтверждаются практическими результатами, Пирс утверждал, что «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка». Всякое мышление носит знаковый характер, т.к. знак способен замещать реальные объекты и предметы. Применение понятия З. к области культуры было обусловлено стремлением современных ученых преодолеть описательность при анализе истории и отдельных типов цивилизации и выявить единство всемирных культурных процессов. Культурологическое понятие З. ориентировано на выделение и исследование тех форм, в которых проходит деятельность и адаптация человека в сфере культуры, что вело к выделению всеобщих схем и законов развития социального и культурного сознания. В этом смысле культура понимается как универсальный язык и знаковая система, которая, благодаря предметности, идеальности, условности, универсальности, всеобщности и способности З. к передаче, делается доступной человеческому пониманию и усвоению. По аналогии с лингвистикой последовательность и соотношение З. трактуется как текст культуры, который может быть усвоен и передан последующим поколениям. С точки зрения теории о З., в истории культуры сложились свои собственные сферы и формы развернутой знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство, миф, искусство). В то же время З. в своей символической форме имеет важное значение в социальной жизни людей современного общества, организуя культурное пространство, насыщая его смыслами и ценностями, актуальными для данного типа цивилизации. З. является важнейшей формой культурного общения и освоения норм и образцов поведения и навыков практической деятельности. Таким образом, высокая степень знаковости характерна для институциональной и профессиональной культур. Универсальность и всеобщность З. наиболее полно проявляется в письменной культуре и в развитии национальных и мировых языков. Свою самостоятельную роль З. приобретает в сфере художественной культуры и в искусстве, где он в основном выступает в форме образа, и многие реалии объективного мира (цвет, предмет, фигура, жест) превращаются в особый язык, обладающий специфическими качествами эстетической выразительности и изобразительности. В истории цивилизации З. явился не только наиболее распространенной формой хранения и передачи культурной памяти, но при помощи З. происходит процесс самоорганизации культуры, а также перестройка и расширение культурного пространства, что обеспечивает возможности для жизнедеятельности и социокультурного творчества людей. Признание знаковой природы культуры позволяет рассматривать ее как самостоятельную упорядоченную надбиологическую структуру, подчиненную всеобщим закономерностям и способную к самостоятельному развитию. Проблемы культуры и цивилизации с точки зрения знаковых систем рассматриваются структурализмом.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
143.10 кб

Смысл и знак в культуре

Лежнина Татьяна Михайловна
Читать PDF
63.26 кб

Жест как знак человеческой культуры

Мишина Галина Александровна
Статья посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных исследователей, рассматривающих сущность, природу, механизмы, виды, ранний онтогенез жестов.
Читать PDF
183.74 кб

Знаково-символический контекст культуры

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает предпосылки ритуальности в «хронотопе» культуры, где человек погружен своими модальностями в знаково-символический контекст.
Читать PDF
224.44 кб

Культура как горизонт знаков и ценностей

Агапова Тамара Вадимовна
Исследована одна из важнейших тем культурологии: семиотический и аксиологический аспекты культуры.
Читать PDF
648.56 кб

Знаковая культура в истории мировой культуры

Ромах Н. И.
Читать PDF
301.15 кб

«Культура» как превращение знаков - «Вэньхуа»

Мартыненко Н. П.
The article is devoted to the discussion of the problem of such form of activity specific for a man as active use of signs, symbols and drawings.
Читать PDF
3.30 мб

Знаки-символы и стереотипы в экранной культуре

Боровикова Нина Михайловна
Появление визуальной культуры, в которой преобладает знаково-символьный компонент восприятия, связано с концепцией визуального поворота в культуре.
Читать PDF
224.68 кб

О знаковой функции и культурной семантике волос

Бесолова Елена Бутусовна, Габуниа Зинаида Михайловна
В основу статьи легли положения акад. С.М.
Читать PDF
194.46 кб

Знаковая система в традиционной культуре абхазов

Габниа С. С.
В статье дается семантика знаков христианских и дохристианских эпох и их роль в традиционной культуре абхазов.
Читать PDF
471.48 кб

Знак триединства в культуре народов средней Азии

Н.Р.Монасыпова
Обоснование Н.К.Рерихом использования знака триединства на Знамени Мира; подтверждение гипотезы об общих истоках многих культур универсальностью и распространенностью этого символа.
Читать PDF
294.31 кб

П. С. Гуревич. Культура в ракурсе символов и знаков

Читать PDF
199.16 кб

Знаковая перспектива как отражение экранной культуры

Строева О.В.
Безграничный поток визуальной информации снизил способность видения вещей, и при восприятии изображений работают стереотипы сознания. Абстракционисты показали предел изобразительности, а само изображение избавили от видимого.
Читать PDF
10.25 мб

Знаки креста и круга в тверской традиционной культуре

Ситникова Светлана Алексеевна
Статья базируется на фольклорно-этнографическом материале, зафиксированном автором во время многолетних экспедиций по Тверскому краю.
Читать PDF
149.56 кб

Символо-знаковые системы региональной культуры Забайкалья

Филиппова Надежда Павловна
Рассматриваются символо-знаковые системы культуры Забайкалья, которые являются своеобразным маркером региона, его отличительной чертой.
Читать PDF
1.19 мб

Знаково-символическая парадигма в культурологическом знании

Кузнецов А.В., Кузнецова А.В.
В статье рассматриваются различные парадигмы культурологического знания, возникновение знаково-символической парадигмы культуры, прогноз «методологического синтеза» культурологического знания, на основе признания многоуровневости