Знак и значение
Знак и значение
сигнал и информация) – в онтологическом аспекте это категории, отражающие отношение сущих, специфическое для субъективной реальности. Любое сущее в соотношенях с другими сущими может выступать не только как таковое (как элемент объективной реальности), но и как знак, имеющий значение для носителя какой-то субъективной реальности, как сигнал, несущий для нее определенную информацию, как заместитель (репрезентант) какого-то другого сущего, снятого в данном значении или информации. Так цветок, стоящий на подоконнике, это не только природное явление, но может выступать в качестве носителя определенной информации, знаком, свидетельствующим о вкусе или хобби хозяина или сигналом о том, что в эту квартру заходить не следует. Такая ситация возможна не только для человека, но и для любой системы, на состояние и деятельность которой может воздействовать получаемая ей информация: животное или растение, живая клетка, вода и т.д. Физическая природа знака не влияет на содержание значения; передать одну и ту же ннформацию можно в принципе на разных языках, с помощью азбуки Морзе, сигнализацией флажками и т.д. Информация есть соотвествие, устанавливаемое между внутренней струкурой субъективной реальности сущего, получающего информацию и сигнальными (знаковыми) структурами, замещающими сущее, относительно которого приходит информация. В основе этого соотвествия лежит то, что в кибернетике именуется априорной информцией, т.е.образы-эталоны, позвволяющие дать интерпретацию значения воспринимаемых знаковых структур. Напрмер, идущим извне электромагнитным колебаниям соответствуют биохимические реакции на сетчатке глаза ( и другие структуры вплоть до молекулярных изменений в зрительном центре мозга), и эта система соответствий истолковывается субъектом как автомобиль или телевизор при условии, что у него есть такие образы-эталоны. Такой подход позволяет устранить из объяснения природы соотношения субъективной и объективной реальности метафорические выражения типа «похожести» образа на отражаемый предмет. Однако не следует забывать, что идеальное – как выражение сути субъективной реальности – содержит в себе информацию, но не сводится к ней. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 351-356; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения)в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С.84-87, 106-111; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 30-32; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 51-55.
Источник: Философские категории авторский словарь