ок. 1570 - ок. 1621) - белорус, священник и писатель. В своих проповедях и поле-мич. соч. («Катихизис», «Казанье св. Кирилла об антихристе») осуждал политику насильственного ока-толичивания белорусов, резко критиковал папство и иезуитов, объявив их слугами антихриста, клеймил произвол и корыстолюбие светских и духовных феодалов. 3. был отлучен от церкви и объявлен вне закона.
ЗИЗАНИЙ Стефан
ЗИЗАНИЙ Стефан
Источник: Атеистический словарь
ЗИЗАНИЙ Стефан
белорус. полемист конца 16 в. В своих проповедях и сочинениях ("Катихизис", "Казанье св. Кирилла об антихристе", Вильна, 1596) осуждал насильств. политику полонизации и окатоличения белорус. населения, изобличал роскошь, богатство и своеволие духовных и светских феодалов. Развивая тезис о господстве на земле антихриста в лице папы, З. подверг критике иезуитов и папство. Деятельность З. вызвала к нему фанатич. ненависть со стороны духовенства и властей. Он был отлучен от церкви и объявлен гос. преступником. В 1599, скрываясь от преследований церковников и гос. властей, З. вынужден был оставить пределы Белоруссии. Лит.: Акты, относящиеся к истории Западной России, т. 4, 1588–1632, СПБ, 1851, с. 196–98; Русская историческая библиотека, т. 7, кн. 2, СПБ, 1882, с. 169–222; Завитневич В. З., Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII ее., Варшава, 1883; Laszcz M., [Жебровский], Kqkol, kt?ry rozsiewa Stephanek Zizania w cerkwiach Ruskichw Wilnie, Wilno, 1595; Plewy Stephanka Zyzanicy, Heretyka, z cerkwi Ruskiey wykletego, Wilno, 1596. H. Алексютович. Минск.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
белорусский педагог-гуманист, писатель-полемист, православный проповедник. Брат Л. Зизания. Преподавал церковнославянский и греческий языки во Львовской и Виленской братских школах. Широкую эрудицию использовал в полемике с иезуитами и сторонниками унии, а также иерархами православной церкви. В 1595 издал "Катехизис", уничтоженный иезуитами как еретический. Как еретика рассматривал 3. и Смотрицкий. В 1596 осужден собором в Новогрудке (по доносу митрополита М. Рагозы). Оправдан на Брестском соборе. С 1599 - под именем Сильвестра в Свято-Троицком монастыре. Есть сведения, что 3. был убит во время паломничества. Известны такие сочинения 3. как "Казанье святого Кирилла..." (1596) (позднее переиздавалось староверами под названием "Книга Кириллова" в Москве и "Кириллова книга" в Гродно), "Лист Иеремии патриарха Константинопольского напоминальный" (1599). Основой религиозно-философских воззрений 3. стало положение о борьбе Христа и Антихриста, добра и несправедливости, чести и бесчестия. Высказывал надежды на приход Христа и воздаяние по делам как основу для благости и неуклонного следования своему долгу. В его проповедях слышатся раннехристианские призывы к равенству и общинное™. Немало мыслей, самостоятельно трактующих Библию (в вопросе о Троице, о Страшном суде и т.п.), где нередки рационалистические подходы, близкие антитринитариям. Несмотря на обвинения в еретичности, основной пафос 3. направлен на защиту православия в Беларуси и Украине.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь