ум. ок. 1633) - белорус, богослов и просветитель. В 1626 3. по заданию моек. патриарха Филарета сочинил «Катихизис», где склонялся к лютеранству и, кроме того, сделал попытку согласовать христ. вероучение с естеств. объяснением природы, основанным на опыте и наблюдении. Это соч. 3. моек. богословами (т. н. «Книжной палатой») было признано еретическим и отвергнуто.
ЗИЗАНИЙ Лаврентий
ЗИЗАНИЙ Лаврентий
Источник: Атеистический словарь
ЗИЗАНИЙ Лаврентий
г. рожд. неизв. – ум. ок. 1634) – белорус. гуманист-просветитель. В 1626 по заданию моск. патриарха Филарета написал обширный "Катихизис" (Гродно, 1783), в к-ром дал свое толкование церк. догматов, близкое к протестантизму. Вместе с тем в этой книге он изложил сведения естеств.-науч. характера – "...о крузех небесных, и о планитах, и о зодиях, и о затмении солнца, и о громе, и о молнии, и о тресновении, и о шибении, и о перуне, о комитах и о прочих звездах" (цит. по кн.: "Заседание в книжной палате 18-го февраля 1627 года по поводу исправлений Катихизиса Лаврентия Зизания", СПБ, 1878, с. 33). В противоположность официальной религ. идеологии, З. пытался по-своему объяснить явления природы естеств. путем, исходя из данных опыта и наблюдений. Признавал шарообразность Земли и движения небесных светил. Моск. богословы, к-рым был отдан на просмотр "Катихизис" З., признали его взгляды еретическими. Соч.: Славянская азбука, Вильно, 1596; Грамматика словенска, Вильно, 1596. Лит.: Ильинский Ф., Большой Катехизис Лаврентия Зизания, К., 1899. Н. Алексютович. Минск.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Лаврентий (ок. 1560-1634)
педагог-гуманист, филолог, церковный православный деятель. Брат С. Зизания. Преподавал церковно-славянский и греческий языки во Львовской (до 1592), Брестской (1592-1595) и Виленской (1595-1597) братских школах. Затем был домашним учителем. С 1619 - в Киево-Печерской лавре. После обострения религиозной борьбы в Великом княжестве Литовском перебрался в 1626 г. в Москву, где, возможно, издал свой "Катехизис Великий" (над которым работал в начале 20-х годов). В 1627 вернулся в Киев, где вместе с Мужиловским должен был проанализировать книгу Смотрицкого "Апология". В 1628 выдвинул против автора книги 105 пунктов обвинения на Киевском соборе. Известен работами педагогического характера (словари, грамматики и т.п.). В "Грамматике словенской совершенного искусства осми частей слова..." (1596) 3. проводит античные и ренесанские идеи о грамматике как начале изучения всех наук, показывает ее связь с риторикой, логикой и философией, много внимания уделяет философии Аристотеля, Эпикура и др.. Издал и прокомментировал ряд теологических сочинений. В "Катехизисе Великом" манифестировал свои рационалистические и гуманистические воззрения, в частности, объяснение многих явлений природными причинами и критику оккультных наук, в частности, астрологии. В целом мировоззрение 3. может быть охарактеризовано как теистическое. Однако он оспаривал догмат о единосущности Троицы и обосновал тезис о свободе воли человека, способного "самовластно" делать выбор между добром и злом. Московский патриархат осудил зизаниев Катехизис и постановил сжечь его. Случайно уцелело лишь несколько экземпляров.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь