ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Найдено 1 определение
ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович
(р. 10.8.1931) — психолог, философ. Р. в Харькове. Окончил филос. ф-т МГУ по спец. «психология» (1953). С 1951 — учитель психол. и логики в средней шко ле. В 1954-61 — асп. и н. с. Психол. ин-та АПН. Докт. дисс. — «Восприятие и действие» (1966). С 1969 - проф. В 1959 начал работать в оборонной промышленности над проблемами инж. психол. В 1970 создал кафедру психол. труда и инж. психол. в МГУ, к-рой руководил до 1982. Кафедра восстановила подготовку спец. по психол. труда, прекратившуюся в стране в 30-е гг., и начала подготовку спец. по инж. психол. В 1969-84 3. руководил Отделом эргономики Всесоюзного НИИ техн. эстетики, где были развернуты эргономические (теор.-методол. и экспериментальные) иссл., а также иссл. процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. Под ред. 3. (и В. М. Мунипова) с 1970 по 1984 было выпущено около 40 сб. по эргономике и психол. В 1979 был издан написанный ими же первый в стране учебник «Основы эргономики». В 1984 3. создал кафедру эргономики в Моск. ин-те радиотехники, электроники и автоматики; там же (1986-88) руководил кафедрой филос. В 1989-91 3. был зам. преде. Центра наук о человеке. 3. — чл.-корр. АПН СССР (1974), акад. РАО (1992), в 1992-97 — акад.-секретарь Отделения психол. и возрастной физиологии РАО; почетный член Амер. академии искусств и наук (1988). В наст. вр. работает в Ин-те общего среднего образования РАО (Москва). Теор.-методол. иссл. 3. связаны с дальнейшей разработкой и оценкой культурно-психол. теории развития психики и сознания Л. С. Выготского; психол. теорией деятельности А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна; с состоянием и перспективами развития отеч. психол. и др. Ряд работ 3. посвящен проблемам культуры и техники, культуры в науке. 3. руководил комплексными науч. программами «Геном культурного и духовного развития» и «Координаты поступка». При большом разнообразии интересов и тем публикаций 3. в его иссл. имеются две гл. доминанты. Первая — формирование образа мира и построение образа действий в мире; вторая — проблема развития, понимаемого как формирование динамических функциональных органов-новообразований (А. А. Ухтомский), или артефактов, форм превращенных, амплификаторов человеческой жизни (М. К. Мамардашвили). Процессы развития психики трактуются 3. как взаимное обогащение и обращение внеш. и внутр. форм, своего рода хронотопия сознательной и бессознательной жизни.
Соч.: Слово сильнее государства // Alter Ego. 1992. № 1; За пределами зоны ближайшего развития. М., 1994; Психология в Российской академии образования // Вопросы психологии. 1994. № 4; Возможна ли поэтическая антропология? М., 1994; Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили: начала духовной психологии. М., 1994; Человек развивающийся. Очерки российской психологии. (В соавт.). М., 1994; Эргономика. Проектирование, ориентированное на человека. (В соавт.). М., 1994; Образ и деятельность. М., 1997; Живое знание. М., 1998; Психология доверия // ВФ. 1998. № 7; Мысль и Слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М., 2000; Гетерогенез мысли: подходы Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009