ЗИГВАРТ Христоф

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Зигварт Христоф
 (1830—1904) — нем. логик, проф. философии Тюбингенского ун-та (1865—1903), субъективный идеалист, неокантианец. Широко известен своей «Логикой» (1873—78). По 3., логика основывается на психологии, это — техническое, нормативное учение о мышлении. Критерием истинности считал необходимость и общезначимость, для к-рых нет никакой опоры в объективном мире; основой необходимого мышления 3. объявлял очевидность, к-рая просто постулируется с ссылкой на веру. Наиболее подробно разработал учение о суждении.

Источник: Философский словарь. 1963

ЗИГВАРТ (Sigwart) Христоф
род. 18 марта 1830, Тюбинген - ум. 5 авг. 1904, там же) - нем. философ, профессор, приобрел большую известность благодаря своей превосходной книге "Логика" (в 2 тт., 1873-1878; рус. пер. 1908-1909), удостоенной премии императора Петра Великого. Согласно Зигварту, логика основывается на психологии и является (формальным) учением об искусстве мышления, которое должно устанавливать критерии истинного мышления и вести к всеобще значимым и определенным положениям, не вдаваясь, однако, в содержание мышления. В то же время она является и формой мыслительной этики. В своей "Vorfragen der Ethik" (1886) он выступил против формалистического характера кантовской этики и отстаивал этику материальную, признающую наивысшей ценностью общезначимую культуру человечества.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗИГВАРТ Христоф
философ; р. 28.3.1830 (Тюбинген)—ум. 5.8.1904 (там же); профессор в Тюбингене (с 1865), особенно настойчиво трудился над своей «Логикой» (2 т., 1873—1878; рус. пер. 1908—1909). Логика, согласно Зигварту, основывается на психологии и язляется (формальным) учением об искусстве мышления, которое должно устанавливать критерии истинного мышления и вести к всеобщезначимым и верным положениям, не вдаваясь, однако, в содержание мышления. В то же время логика является и формой мыслительной этики. В своей этике (Vorfragen der Ethik, 1886, 1907) он выступил против формалистического характера кантовской этики и отстаивал материальную этику, признающую наивысшей ценностью общезначимую культуру человечества. Осн. соч.: Spinozas neuentdeckter Traktat von Gott, 1866; Logik, I—II, 1873—1878; Vorfragen der Ethik, 1886.
Engel. S.s Lehre vom Erkennen, 1908; J. Flaig. S.s Beiträge zur Grundlegung und Aufbau der Ethik, 1912; L. Buchhorn. Evidenz und Axiome im Aufbau von S.s Logik, 1931.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗИГВАРТ Христоф

(1830–1904) – нем. логик, по своим филос. воззрениям близкий к баденской школе неокантианства. Проф. философии в Тюбингене (1865–1903). З. испытал (особенно в первый период своей деятельности) влияние ряда нем. философов – Ф. Баура, Ф. Шлейермахера, Э. Целлера. Первые работы З. посвящены истории философии (Бэкону, Спинозе) и истории естеств. наук. Осн. произведение З. "Логика" ("Logik", Bd 1–2, 1873–78, рус. пер., т. 1–2, 1908–1909) представляет собой не только изложение логич. учения, но и попытку нового обоснования метафизики. Исследование логики, по мнению З., должно выяснить общие принципы познания, вывести критерии истинного мышления и разработать нормы суждения, в результате чего станет возможным решение метафизич. проблем. Согласно З., логика является нормативной дисциплиной, устанавливающей правила, к-рые руководят мышлением в поисках истины. Не удовлетворяясь традиц. пониманием логики и отвергая гегелевскую логич. концепцию, З. стремился обосновать логику на фактах реального мышления. Он примыкает к идущему от Дж. С. Милля направлению психологизма в логике. Специфич. особенностью психологизма З. является телеологизм. В логич. системе З. понятию цели принадлежит решающая роль (с его помощью определяются все осн. понятия логики, в т.ч. и понятие истины). Все категории логики (суждение, понятие, законы тождества и противоречия и т. д.) З. рассматривает, с одной стороны, как реальные процессы мышления или их закономерности, с др. стороны, – как не выводимые из эмпирич. материала логич. отношения и законы. Смешение логич. и психология, моментов обусловило эклектичность логич. системы З., ее неспособность дать адекватное объяснение логическому. Предпринятая З. попытка психологич. обоснования логики была подвергнута критике со стороны Фреге, Гуссерля и др. З. не смог решить и др. задачу, к-рую он ставил перед своей "Логикой", – построить методологию науч. знания. Изложенное им логич. учение фактически не выходит за рамки аристотелевской логики и в силу этого не только не решает, но даже, по существу, и не затрагивает специфич. проблем методологии науч. исследования. Соч.: Spinoza´s neuentdeckter Tractat von Gott, dem Mensehen und dessen Gl?ckseligkeit, Gotha, 1886; Die Impersonalien..., Freiburg in Breisgau, 1888; Kleine Schriften, Bd 1–2, 2 Aufl., Freiburg in Breisgau – T?bingen., 1889; Vorfragen der Ethik, 2 Aufl., T?bingen, 1907; в рус. пер.: О моральных основах науки, "Вестн. воспитания", 1904, No 9; Борьба против телеологии, СПБ, 1907. Лит.: Гуссерль Э., Логические исследования, пер. с нем., ч. 1, СПБ, 1909; Вокач Н., Зигварт и проблема логики, "Вопр. философии и психологии", 1911, кн. 109, с. 449–71, кн. 110, с. 681–724; Попов П. С, История логики нового времени, М., 1960, с. 241–44; Philosophische Abhandlungen. Christoph Sigwart zu seinem 70. Geburtstage, T?bingen, 1900. В. Садовский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.