Жюльен Офре де Ламетри
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
де): французский медик и философ-материалист (Сен-Мало, 1709 — Берлин, 1751), друг Фридриха II, короля Пруссии. Приложил к людям картезианскую теорию животных-машин: «Человек-машина» (1748), «Человек-растение, скорее животные, чем машины» (1750), «Искусство наслаждения» (1751), «Метафизическая Венера» (1752).
Источник: Философский словарь
1709-1751 гг.) - французский философ-материалист, врач. Основные работы: "Человек-машина" (1747), "Система Эпикура" (1750). Учение Ламетри исходит из физики Декарта и сенсуализма Локка. Формы материи - неорганическое, растительное, животное царства (к последнему относится и человек), между которыми, по Ламетри, нет качественных отличий. Способность мышления понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти.
1709-1751) - франц. философ-материалист. Наряду с Д. Дидро, Гельвецием и Гольбахом дал последоват. изложение метафизич. и механистич. материализма. В главной своей работе «Человек-машина» (1747) обосновывал тезис о том, что человеч. организм представляет собой самозаводящуюся машину, напоминающую часовой механизм. Критиковал религ. мировоззрение, отвергал концепцию первотолчка, выступал против христ. этики терпения, покорности и аскетизма, противопоставлял ей положение о том, что человек должен сам устраивать свое счастье на земле. Однако Ламетри, как и мн. др. материалисты 18 в., полагал, что только просвещенные люди могут быть атеистами, что же касается народных масс, то для них религ. воззрения даже полезны.
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Даты жизни. Родился 23.12.1709 в Сен-Мало. Занимался медицинской практикой. В Париже был врачом королевской гвардии. Во Франции и Голландии подвергался преследованиям за свои взгляды. В Берлине при Фридрихе Великом был избран членом Академии. Умер 11.11.1751 в Берлине.
фр. философ-материалист, врач. Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Л. рассматривал мир как проявления протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, формами к-рой являются неорганическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации. Л. понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Л.— представитель механицизма, приближавшийся к идеям эволюционизма. Гл. причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Будучи атеистом, Л. считал вместе с тем необходимым сохранение религиозной веры для народных масс. Осн. работы: “Человек—машина” (1747), “Система Эпикура” (1750).
Источник: Философский энциклопедический словарь
A. Lange. Gesch. des Materialismus I, 1866, neu hg. 1974; J. E. Poritzky. L. — Leben u. Werke, 1900; E. Bergmann. Die Satiren des Herrn Maschine, 1913; R. Boissier. L., médecin, pamphlétaire et philosophe. Paris, 1931; A. Baruzzi (Hg.). Aufklärung u. Materialismus, 1968; A. Thomson. Materialism and Society in the Mid-Eighteenth Century, Genf, 1981; La Mettrie, Revue de philos., 5/6. Paris, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Краткий философский словарь 2004
Л. первым во Франции дал последоват. изложение системы механистич. материализма. Л. признавал своей целью возрождение системы Эпикура. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; эти способности проявляются при воздействии внеш. тел на мозг. Человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела «мерилом ума». Человеч. организм Л. рассматривал как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошел к идеи эволюции, высказывал мысли о единстве происхождения растит. и животного мира, о постепенном совершенствовании материи. Как сенсуалист Л. считал, что внеш. мир отражается на «мозговом экране». В этике исходил из позиций гедонизма, отводя вместе с тем значит. роль обществ. интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения. Л. был сторонником просвещенного абсолютизма. Филос. идеи Л. оказали значит. влияние на Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. материалистов.
Источник: Советский философский словарь
25 декабря 1709, Сен-Мало — 11 ноября 1751, Берлин) — французский философ-материалист и атеист. Учился на медицинском факультете Парижского университета; работал в больнице в Сен-Мало, в качестве полкового врача принимал участие в военных действиях. В 1748 по приглашению короля Фридриха II прибыл в Берлин, где стал членом Академии наук и придворным врачом. Основные сочинения: «Трактат о душе» (Traite de lame, другое название — «Естественная история души» — Histoire naturelle de lame, la Haye, 1745), «Человек— машина» (1747, рус. пер. 1925), «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» (Anti-Seneque, ou Discours sur le bonheur, 1748), «Система Эпикура» (Systeme dEpicure, 1751). В онтологии отстаивал учение о материи как единственной субстанции, которой присущи три важнейших атрибута: протяженность, движущая сила, способность чувствовать. Механическими свойствами материи, зависящими от протяженности, являются величина, фигура, состояние покоя и положение. В гносеологии придерживался сенсуализма. Представление о нематериальной душе считал «химерой»: термин «душа» можно использовать лишь для обозначения некоторых способностей нашего тела, поскольку мышление человека зависит от устройства мозга, от болезней, возраста и пищи. Согласно Ламетри, «человеческое тело — это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения» (Соч. М., 1983, с. 199). Объясняя происхождение жизни, отстаивал эволюционистские воззрения: высыхание первичного океана сопровождалось развитием многообразных зародышей, из которых возникли все виды живых организмов. По мнению Ламетри, философы должны способствовать улучшению общественной жизни путем просвещения правителей. Оказал влияние на Гельвеция, Дидро, Гольбаха и других материалистов.
Соч.: Oeuvres philosophiques. 1—3. -, 1796; Textes choisis. P., 1954; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1925; Соч. М., 1976,2-е изд., 1983. Лит.: Богуславский В. М. Ламетри. М., 1977; Du Bois-Reymond E., La Mettrie. В., 1875; PorilikyJ. F. S. 0. de Lamettrie: В., 1900; LemeeP. 1.0. de La Mettrie. Mortain, 1955; Mendel L. La Mettrie: Arzt, Philosoph und Schriftsteller. Lpz., 1965.
А. А. Кротов
Источник: Новая философская энциклопедия
Соч.:
Соч. М., 1976 (1983); Oeuvres philosophiques. V. 1–3. В.; Р., 1796; Textes choisis. P., 1954. Лит.: Богуславский, В.М. Ламетри. M., 1977; Du Bois-Reymond, E. La Mettrie. В., 1875; Lemée, P. La Mettrie. Mortain, 1955. A.A. Кротов
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
(1709—1751) — фр. философ-материалист и врач. Род. в г.Сан-Мало, на зап. побережье Франции, в купеческой семье. Разочаровавшись в религии, отказался от карьеры священника. В 1727—33 гг. учился на мед. ф-те Парижского ун-та, окончив к-рый получил звание бакалавра, а затем и д-ра медицины. Неск. лет работал в больницах родного города, служил в армии полковым врачом. Подвергаясь преследованиям за свои взгляды, был вынужден переселиться сначала в Голландию, а затем в Пруссию, где стал врачом при дворе Фридриха II. Осн. соч:. «Трактат о душе» (1745), «Человек-машина» (1747), «Человек-растение» (1748), «Система Эпикура» (1751). Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистич. материализма. Он рассматривал окружающий мир как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами к-рой выступают неорганическое, растительное и животное (включая человека) царства. Человек, возможно, произошел от животных и отличается от них лишь б?льшим кол-вом потребностей, а след-но, б?льшим кол-вом ума. Тем самым Л. вплотную подошел к идее эволюции природы. Между растениями и животными могут существовать промежуточные существа (зоофиты), как и между животными и людьми. Процесс познания представлялся Л. след. образом. От чувственного восприятия вещей мы переходим к опытно-экспериментальному исследованию, а затем — к рациональному обобщению фактов, к-рые подвергаются эмпирич. проверке. Будучи сенсуалистом, Л. придавал большое значение опыту, на основе к-рого должны быть сделаны филос. обобщения. Человек — это своеобразный «мозговой экран», на к-ром отображаются внешн. предметы, однако зеркальное отражение предметов происходит лишь в хрусталике глаза; познание же действительности достигается в разуме. Л. выступал против положения Декарта о том, что животные лишены к.-л. чувствительности, полагая, что все живые существа обладают одинаковой способностью чувствовать. Хотя животные — машины, человек существенно отличается от мех. устройств, т.к. он машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Чел. тело — это «часовой механизм», к-рый заводится посредством поступления в кровь питательного сока, образующегося из пищи. Л. утверждал, что человек от природы представляет собой вероломное, хитрое и коварное существо, а люди рождаются злыми. Добродетель — это результат воспитания, к-рое индивид получает в процессе жизни в об-ве. В этике Л. — гедонист. Поск. наше телесное бытие преходяще, стремление к чувственному наслаждению оправдано. Л. считал, что подлинная мораль должна быть сенсуалистической и жизнерадостной. Критику религии сочетал с обоснованием ее необходимости для простого народа. По Л., атеизм — вполне моральная система взглядов. Соч.: Соч. 2-е изд. М., 1983; Человек-машина. Человек-растение. М., 1998. Лит.: Богуславский В.М. Ламетри. М., 1977; Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986; Lem?e P. Julien Offray de La Mettrie. P., 1954. Р.А.Бурханов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
А. А.Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
«Человек – это машина»
Жизнь. Философ, естествоиспытатель, врач. Родился в маленьком городке СенМало в 1709 г., учился в Парижском университете, по окончании которого защитил диссертацию на степень доктора медицины. Стажировку он проходил в Голландии у известного в то время врача, ботаника и химика Германа Бургаве (1668–1738), который был убежденным спинозистом и атеистом. Длительное знакомство с ним не прошло для Ламетри бесследно, отразившись на основных его философских воззрениях. Изза своих убеждений Ламетри подвергался многочисленным гонениям со стороны церковных кругов, так что ему даже пришлось покинуть Францию и вновь перебраться в свободную Голландию. Здесь он смог анонимно опубликовать свое самое значительное произведение – «Человекмашина», которое даже в Голландии вызвало ожесточенную реакцию: по постановлению Лейденского магистрата книга была публично сожжена. Вскоре был обнаружен и сам автор скандальной книги, вследствие чего Ламетри пришлось бежать и из Голландии. В конце своей недолгой жизни он нашел прибежище в Пруссии, где король Фридрих II назначил ему пенсию и способствовал вступлению французского ученого в Берлинскую академию наук. Умер Ламетри в возрасте 42 лет, испытывая на себе новый метод лечения.
Основные работы. «Естественная история души», «Человекмашина», «Человекрастение», «АнтиСенека, или Рассуждение о счастье», «Животные – больше, чем машины», «Искусство наслаждаться», «Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души», «Система Эпикура».
Ламетри о материи. Во всей вселенной, говорит Ламетри, существует только одна материя и ничего более. Другое дело, что материя обладает самыми разными формами проявления: она делится на живую и неживую, которые в свою очередь также подразделяются на разные уровни. Естественно, высшей формой проявления является живая материя и ее высшая ступень – человек.
Ламетри о свойствах материи. Единая мировая материя обладает двумя важнейшими свойствами (атрибутами) – протяженностью и движением. Правда, существует еще один атрибут – чувствительность, однако она присуща далеко не всем материальным формам, а лишь живой материи. При этом человек по сравнению с животными обладает большей степенью чувствительности, что делает его и более организованным в природном отношении.
Ламетри о мышлении. Мыслящим началом в человеке Ламетри считал душу, которая, по его мнению, в силу ее нематериальности никоим образом не может быть исследована и изучена. Это просто термин, говорит Ламетри, удобный для обозначения источника всех наших идей и мыслей. Причем «способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела».
Человекмашина. Человеческий организм представляет собой сложнейшее биологическое устройство, своеобразный органический механизм. «Тело – это машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят ее в движение». Питание Ламетри рассматривал в качестве своеобразного топлива для тела: «Питание восстанавливает то, что растрачивает сильное возбуждение… Какая мощь таится в хорошей пище!» Кроме того, все наши душевные или физические состояния непосредственно зависят от состояния тела, на которое также воздействуют различные факторы. Например, «воздействие климата настолько велико, что человек, меняющий климатические условия своей жизни вопреки своему желанию, сильно это чувствует».
Ламетри о человеческом теле. Единственно правильной и возможной философией Ламетри считал философию человеческого тела. Оно, в отличие от души, хорошо поддается исследованию, изучению и опытному наблюдению. И медицина, имеющая непосредственное отношение к телу, может исцелять не только его, но и душу, т. е. нравы, характер человека. Особую роль в жизни человека, говорит Ламетри, играет воспитание, благодаря которому человек может так или иначе относиться к своему телу и душе.
Ламетри о религии. Будучи атеистом, Ламетри негативно относился к религиозным представлениям, считая их результатом невежества и суеверия людей. Однако он не отрицал определенной пользы некоторых религиозных положений для необразованной народной массы. При этом он весьма характерно отзывается о возможном существовании Бога: «…Я не подвергаю сомнению существование высшего существа; напротив, я считаю это фактом высокой степени вероятности».
Источник: Философия. Краткая история.
Источник: Краткий словарь философских персоналий
(25 дек. 1709 – 11 ноября 1751) – франц. философ-материалист. Врач по образованию, Л. был решит. противником идеализма и теологии, схоластики и консервативной медицины. Вместе с Дидро, Гольбахом, Гельвецием Л. отстаивал передовое материалистич. мировоззрение. "M e х а н и ч е с к и й французский материализм примкнул к физике Декарта, в противоположность его метафизике... В р а ч Л е р у а кладет начало этой школе, в лице врача Кабаниса она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). За свои материалистич. и атеистич. взгляды Л. подвергался преследованиям со стороны теологов, идеалистов, врачей старой школы, а также франц. королев. власти. После выхода в свет первого произведения Л. "Естественная история души" ("Histoire naturelle de l´?me", 1745, или, иначе, – "Трактат о душе" – "Trait? de l´?me") он вынужден был эмигрировать в Голландию. Там Л. анонимно опубликовал труд "Человек-машина" ("L´homme machine", 1747, нов. изд. 1960, рус. пер. – 1911). Скрываясь затем от голл. реакционеров, Л. эмигрировал в Германию, где издал свои последние работы: "Человек-растение" ("L´homme plante", [1748 ]) и "Система Эпикура" ("Syst?me d´Epicure", [1751 ]), в к-рых его материалистич. и атеистич. взгляды нашли наиболее полное выражение. Л. материалистически решал основной вопрос философии. Опираясь на данные естествознания, он отвергал дуализм и доказывал, что существует лишь единая материальная субстанция. Она изначальна и вечна. Материя не возникает, не уничтожается, но лишь меняет формы своего существования. Сознание, дух вторичны по отношению к телу. Способность человека чувствовать, помнить и мыслить не таит в себе ничего сверхъестественного и мистического. Она не более, как свойство тела. Всегда ли материя обладала таким свойством, как ощущение? Отвергая гилозоизм, Л. утверждал, что способность ощущений является свойством не всякой материи и "...обнаруживается только в организованных телах" (Избр. соч., М.–Л., 1925, с. 55). Душа не может существовать вне и независимо от тела. Состояния материи, тела обусловливают состояния души. Со ссылкой на Лукреция ("О природе вещей") он отверг идею бессмертия души (см. тамже, с. 137). Осн. свойствами материальной субстанции Л. считал протяженность и движение, к-рое он понимал как присущую материи внутр. активность. По Л., материя имеет "... постоянно способность к движению, даже когда не движется" (там же, с. 51). Материальная субстанция, по Л., существует в формах, составляющих три царства природы: неорганическое, растительное и животное, к к-рому принадлежит и человек. Л. высказывал мысли о постепенном совершенствовании органич. существ и приближался к идеям эволюции (см. тамже, с. 257–58). Л. писал, что нельзя считать нелепой "...мысль о происхождении человека от животных" (там же, с. 265). Между животным и человеком Л. видел только количеств. различие: человек обладает большей степенью чувствительности и б?льшим количеством ума. Ведя борьбу против дуализма Декарта и идеалистич. положения Локка о внутр. опыте души, или рефлексии, Л. сводил физиологич. явления к механическим и уподоблял человека машине. "Человеческое тело, – писал Л., – это – самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения" (там же, с. 185). Опираясь на достижения анатомии, физиологии, медицины своей эпохи, Л. отстаивал мысль, что в функционировании организма человека, включая и сферу психич. явлений, нет ничего такого, чего нельзя было бы объяснить, не прибегая к религии и мистике. Утверждая, что мир познаваем, Л. вел борьбу против агностицизма. По мнению Л., человек может познать причины и свойства явлений и на этом основании – их сущность. Внешний мир отражается на "мозговом экране". В теории познания Л. выступал как сторонник материалистич. сенсуализма. Чувств. опыт, обусловленный высшим материальным миром, – основа всякого познания. "... Нет более надежных руководителей, чем наши чувства. Они являются моими философами. Сколько бы плохого о них ни говорили, одни только они могут просветить разум в поисках истины; именно к ним приходится всегда восходить, если всерьез стремиться ее познать" (там же, с. 45). Подчеркивание роли чувств. восприятия в процессе познания не сопровождалось у Л. принижением теоретич. мышления. Однако как и все домарксистские материалисты, Л. не поднялся до понимания роли обществ. практики в познании, и его теория познания была созерцательной. Ощущения рассматривались Л. не только как образы предметов, но и как критерий истины. Из материалистич. философии Л. сделал неприкрытые атеистич. выводы. Если признать материю внутренне-активной, находящейся в процессе вечного изменения и развития, то отпадают аргументы в защиту идеи бога как перводвигателя, творца многообразной картины мира. Хорошо осознавая роль религии в обосновании феод. идеологии, Л. показал антинауч. характер религ. мировоззрения и отвергал всякие компромиссы между религией и наукой. Л. утверждал, что уничтожение религии было бы счастьем для человечества. "Если бы... атеизм получил всеобщее распространение, то тогда все виды религии были бы уничтожены и подрезаны в корне. Прекратились бы религиозные войны и перестало бы существовать ужасное религиозное воинство; природа, зараженная ныне религиозным ядом, вновь вернула бы себе свои права и свою чистоту" (там же, с. 212). В понимании истории общества Л. был идеалистом. Решающее значение в развитии общества он приписывал просвещению, сознат. деятельности выдающихся личностей. Л. был сторонником просвещ. абсолютизма; свободу частной собственности и торговли он считал выражением свободы личности. Л. отстаивал осн. принципы бурж. демократии, обосновывал необходимость политич. свободы, свободы мысли и совести. В книге "Против Сенеки, или Рассуждение о счастье" ("Anti-Seneque, ou Discours sur le bonheur", [1748 ]) Л. изложил свои этич. взгляды. Он отвергал наличие неизменных абсолютных нравств. ценностей. Отвергая религ.-спиритуалистич. взгляд на мораль, Л. отстаивал идею, согласно к-рой разные народы и даже один и тот же народ на различных ступенях своего развития имеют различные представления о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о возвышенном и низменном и т.п. Критерием нравственности поступка Л. считал обществ. интерес, то, что соответствует интересам большинства членов общества. Отвергая загробную жизнь и наслаждения в потустороннем мире, осмеивая религ.-аскетич. нравств. идеалы, Л. отстаивал идеи гедонизма и эвдемонизма в их разумном понимании. Подчеркивая роль и значение чувств. наслаждений в жизни человека, указывая на всеобщность стремления к этим наслаждениям, Л. одновременно по достоинству оценивал духовные наслаждения, считал их более сильными и существенными для развитой личности. Духовные наслаждения не отграничены от чувственных. Больше того, они способны превращаться в наслаждения чувственные. Человек испытывает чувств. наслаждение, когда проникается мыслью, что живет не только для себя, но и для своей родины. В духе бурж. утилитаризма Л. развивал мысль, что каждый человек стремится к личному счастью и может пытаться достигнуть его за счет несчастья других, если не будет страшиться возмездия. "В общем, – писал Л., – люди рождаются злыми, и без воспитания было бы очень мало добродетельных людей... Таков порок человеческого устройства. Только воспитание улучшило его внутреннюю организацию; оно преобразовало людей к выгоде и пользе людей; оно завело их, подобно часам, наилучшим образом, так, чтобы они могли служить. Таково происхождение добродетели; ее источником является общественное благо" (там же, с. 299). Отсюда следует необходимость справедливого законодательства, выражающего обществ. интерес. Мысли Л. о сочетании личных и обществ. интересов нашли свое дальнейшее развитие в работах Дидро, Гольбаха и в особенности Гельвеция. Вся его этич. концепция заострена против аскетизма, ущемления прав личности на наслаждение и счастье. Борьба Л. против идеализма и обоснование им материалистич. мировоззрения сыграли значит. роль в последующем развитии передовой филос. мысли домарксовского периода (Дидро и др.). Для воззрений Л. характерна ограниченность, свойственная домарксовскому материализму вообще (см. Материализм). Феод.-клерикальная и реакц. буржуазная философия до неузнаваемости исказили суть учения Л., попытались очернить Л., человека и ученого. В этом проявилась ненависть реакционеров к воинствующему материализму и атеизму Л., к его передовым обществ.-политич. взглядам. Соч.: Les animaux plus que machines, [В., 1750 ], R?flexions philosophiques sur l´origine des animaux, В., 1750, Oeuvres philosophiques, t. 1–3, В., 1796, Textes choisis. Discours pr?liminaire. Trait? de l´?me Abr?g? des syst?mes. Syst?me d´Epicure. L´homme machine. L´homme plante, P., 1954, в рус. пер.: Избр. соч., M.– Л., 1925, [Отрывки из произв. ] Предварительные рассуждения Человек-машина. Система Эпикура, в кн.: Франц. просветители XVIII в. о религии, М., 1960. Лит.: Вороницын И. П., Ла Меттри, [X. ], 1925, Сережников В. К., Ламетри, M., [1925 ], История философии, т. 2, [М. ], 1941 (см. указатель имен), История философии, т. 1, M., 1957 (см. указатель имен), Picavet F. J., La Mettrie et la critique allemande, P., 1889. ?оritzky J. F., J. O. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke, В., 1900, Bergmann E., Die Satiren des Herrn Maschine, Lpz., 1913, ?oissier R., La Mettrie..., P., 1931, Nedeljkovi? D., Lametri, Zagreb, 1961. X. Момджян. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: 100 великих мыслителей