ЖЮЛЬЕН Франсуа

Найдено 1 определение
ЖЮЛЬЕН Франсуа
(1951, Эмбрэн, Верхние Альпы) – китаист. Международную известность Ж. принес разработанный им метод использования инокультурной мысли (Китай) как призмы и эвристического инструмента для исследования оснований европейской философии. Окончил Высшую нормальную школу (1977), затем стажировался в Пекинском и Шанхайском университетах (1975– 1977). Представитель французского синологического бюро в Гонконге (1978–1981). Доктор философии (PhD) по специальности «Дальневосточные исследования» (1978), docteur ès lettres (1983). Стипендиат Дома франко-японских культурных связей (1985–1987). Президент Французской ассоциации исследований Китая (1988–1990), президент Международного философского коллежа в Париже (1995–1998). В настоящее время – профессор университета Париж-7, руководитель Центра Марселя Гране, директор Института современной мысли; он также возглавляет кафедру по проблемам инаковости Дома наук о человеке. Ж. полагает, что западная философская традиция часто «зацикливается» на своих проблемах, не оставляя внутри себя никакого свободного пространства для маневра, никакой возможности для новой теоретической инициативы. Оценить какое-то явление как целое продуктивнее с внешней позиции, следуя «обходным путем», – и чем значительнее это расстояние и радикальнее разрыв с собственной родной почвой, тем больше свободы для теоретического поиска. Для Ж. Китай – идеальный обходной путь, идеальная гетеротопия («иное место» – слово, которое Фуко противопоставлял утопии). Во-первых, обращение к Китаю позволяет выйти за рамки индоевропейской традиции и тем самым совершить «де-европоцентрацию», необходимую современной философской мысли для расширения ее горизонтов, во-вторых – разрыв в историческом, культурном, социальном планах, выход из отношений взаимовлияния, предоставляет новые эвристические возможности для переосмысления собственной культурной и теоретической позиции. В-третьих, иероглифическое письмо, отражающее иной образ мысли, создает выгодную наблюдательную площадку для рефлексии собственного теоретического языкового инструментария. Ж. считает, что такая стратегия, если применить ее в области философии, позволяет по-новому осмыслить фундаментальные основания языка и мышления, не поддающиеся прямому, лобовому освещению. В его работах затрагиваются проблемы этики, эстетики, онтологии, методологии, психологии, искусствознания и др. Обсуждению его идей было посвящено множество конференций во Франции, Германии, Аргентине, Китае, Вьетнаме. За свои заслуги перед французской философией Ж. был награжден Премией Ханны Арендт (2010). Работы Ж. переведены на многие языки мира.
Соч.: Трактат об эффективности. М.; СПб., 1999; Путь к цели: в обход и напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. М., 2001; О «времени». Элементы философии «жить». М., 2005; «Пресность» как добродетель: от эстетики к политике в китайской традиции // Общество в традиционных культурах Востока. М., 1993; Основание морали: тайна жалости // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004; Lu Xun, Écriture et révolution. P., 1979; La Valeur allusive. Des caté- gories originales de l’interprétation poétique dans la tradition chinoise. P., 1985 (2003); Procès ou création. Une introduction à la pensée des lettrés chinois. P., 1989 (1996); La Propension des choses. Pour une histoire de l’efficacité en Chine. P., 1992 (2003); Éloge de la fadeur. Arles, 1991 (1993); Zhong Yong ou la Régulation à usage ordinaire. P., 1993; Figures de l’immanence. Pour une lecture philosophique du Yi-king, le «Classique du changement». P., 1993 (1995); Le Détour et l’Accès. Stratégies du sens en Chine, en Grèce. P., 1995 (1997); Fonder la morale. Dialogue de Mencius avec un philosophe des Lumières. P., 1995 (1998); Traité de l’efficacité. P., 1997 (2002); Un sage est sans idée ou l’autre de la philosophie. P., 1998; De l’essence ou du nu. P., 2000; Du temps: éléments d’une philosophie du vivre. P., 2001; La Grande Image n’a pas de forme ou du non-objet par la peinture. P., 2003; L’ombre au tableau: du mal ou du né- gatif. P., 2004; Nourrir sa vie: à l’écart du bonheur. P., 2005; Le nu impossible. P., 2005; Chemin faisant: connaître la Chine, relancer la philosophie. P., 2007; L’invention de l’idéal et le destin de l’Europe ou Platon lu de Chine. P., 2009; Cette étrange idée du beau. P., 2010; Philosophie du vivre. P., 2011; Cinq concepts proposés à la psychanalyse. P., 2012; Entrer dans une pensée, ou Des possibles de l’esprit. P., 2012; L’Écart et l’entre. P., 2012; De l’intime. Loin du bruyant Amour. P., 2013; Vivre de paysage ou L’Impensé de la Raison. P., 2014. Лит.: Протопопова, И. «Истина» и «путь». (Рец. на кн.: Франсуа Жюльен. Путь к цели: в обход или напрямик? Стратегия смысла в Китае и Греции.) М.: Московский философский фонд, 2001. 360 с. (Серия «Библиотека современной французской философии») // Синий диван. 2004. № 5; Розин, В.М. Время в горизонте современной феноменологии (по материалам книги Франсуа Жюльена «О времени. Элементы философии «жить») // Вопросы философии. 2006. № 7; Penser d’un dehors (La Chine). Entretiens d’Extréme-Occident, avec Thierry Marchaisse. P., 2000; Dépayser la pensée. Dialogues hétérotopiques avec François Jullien, sur son usage philosophique de la Chine. P., 2003; L’Indifférence à la psychanalyse, Sagesse du lettré chinois, désir du psychanalyste: rencontres avec François Jullien. P., 2004; Chine / Europe, Percussions dans la pensée. À partir du travail de François Jullien. P., 2005; Chieng, A. La pratique de la Chine: en compagnie de François Jullien. P., 2006; Jousset, Ph. L’oeuvre en cours de François Jullien: Un déplacement philosophique. P., 2006; Billeter, J.F. Contre Fran- çois Jullien. P., 2006; Oser construire. Pour François Jullien. P., 2007; Penser l’«autre»: dialogue autour de la pensée de François Jullien, actes du colloque international organisé par l’Université de Pékin, 15–17 oct. 2007. Pékin, 2011; Dérangementsaperçus, autour du travail de François Jullien, actes du colloque des 7, 8, 9 décembre 2010. Hermann, 2011; En lisant François Jullien. La foi biblique au miroir de la Chine. P., 2012.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.