ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ
ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (
1847-1921) – русский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Разрабатывал методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций, в годы I Мировой войны – теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов. Читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики. Жуковский заложил основы единой научной дисциплины – экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Жуковского по теории полета относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в т.ч. «мертвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчета самолета. Рассматривая вопросы тяги винта, изложил открытый им в 1904 принцип образования подъемной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее значение. Теорема Жуковского устанавливающая связь подъемной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. Он разработал основы аэродинамического расчета самолетов, расчета динамичности, продольной устойчивости и прочности самолетов. Жуковский – автор многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Был автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.
Источник: Философия науки и техники: словарь