(1796, Понте, близ Понтарлье – 1842, Париж) – сторонник «эклектизма», ученик В. Кузена. Окончил Высшую нормальную школу, затем преподавал в ней до 1822. Некоторое время читал частные курсы; в 1828 стал профессором Сорбонны, в 1832 – Коллеж де Франс. В 1831 был избран членом палаты депутатов, в 1833 – в состав Академии моральных наук. По мнению Ж., важная задача философии – прояснение свойственных человеческой природе принципов здравого смысла, заключающих в себе решения фундаментальных вопросов о бытии, благе, истине, красоте. Здравый смысл содержит изначальные, глубокие, но при этом «темные», понятия, «смутные верования». Философия стремится к ясному познанию того, что охватывается «смутными убеждениями» здравого смысла. Различные философские системы прошлого, по Ж., верно постигали какую-то одну из граней реальности; эти системы дают неполный взгляд на действительность, претензии с их стороны на исключительное обладание абсолютной истиной необоснованны. Философия будущего станет подлинно научной, она сумеет объединить и «примирить» ценные достижения великих мыслителей прежних эпох. Построение научной философии должно осуществляться с помощью выступающих в единстве исторического и психологического методов. Психологический метод имеет целью наблюдение фактов и установление законов человеческой природы; полученные таким путем результаты позволят безошибочно выявить истинные элементы философских систем прошлого. Исторический метод, предполагающий обстоятельное изучение философских теорий, предоставит возможность дополнить знания о человеческой природе новыми данными. Анализируя проблемы онтологии, Ж. утверждал, что существование души доказывается внутренним опытом, наличие материи подтверждается внешними чувствами. Мир в целом он рассматривал как сочетание двух противоположных и противоборствующих начал: материи и силы. Ж. признавал бытие Бога: конечные объекты, составляющие Вселенную, свидетельствуют о существовании высшей, бесконечной, предшествующей им причины. Это – философский, безличный, внеконфессиональный Бог. Ж. утверждал, что уже в юности утратил религиозную веру: «Я никогда не забуду декабрьский вечер, когда покров, который скрывал от меня самого мое неверие, был разорван» (Nouveaux mélanges philosophiques. P., 1872. P. 83). Он пояснял, что к неверию в личного Бога подошел постепенно, незаметно для самого себя, во многом под влиянием «духа скептицизма» двух предшествующих столетий, заронившего в его душе непреодолимые сомнения. Историю Ж. истолковывал как процесс, ход которого определяется изменением идей. «В конечном счете, страсть действует только на поверхности истории народов, глубина принадлежит идеям» (Mélanges philosophiques. P., 1866. P. 51). Законы человеческого разума, по его мнению, изначально установлены Богом, который, таким образом, направляет развитие общества. Обладая особенной природой, каждое существо уже самим этим фактом предназначено к определенной цели или благу, достигнуть которого оно стремится. «Истинная цель жизни – это создание в себе человеческой личности, моральной личности» (Cours de droit naturel. T. 2. P., 1866. P. 379). Согласно Ж., выполнение предназначения вполне зависит от самого человека, ибо ему дарована свобода. Вместе с тем он настаивает на том, что земная жизнь не исчерпывает человеческого бытия.
Соч.: Mélanges philosophiques. P., 1833; Cours de droit naturel. T. 1–2. P., 1866; Nouveaux mélanges philosophiques. P., 1872, Cours d`esthétique. P., 1883. Лит.: Damiron, Ph. Essai sur l’histoire de la philosophie en France au XIX siècle. T. 2. P., 1834; Ollé-Laprune, L. Théodore Jouffroy. P., 1899; Salomon, M. Th. Jouffroy. P., 1907. А.А.Кротов