см. Жречество.
ЖРЕЦЫ
ЖРЕЦЫ
Источник: Атеистический словарь
ЖРЕЦ
мифологизированный исполнитель ритуалов и носитель сакральных знаний. В архаических мифах — знахарь (ср. Байаме у австралийцев), шаман.
Главная функция Ж.— организация культа, важнейшим актом к-рого было жертвоприношение; таким обр., Жрец становился посредником между людьми и богами: ср. др.-инд. Атхарвана, к-рый при посредстве жертвоприношений пролагает пути солнца. С выделением жречества как социальной группы специалистов по мифу и ритуалу Ж. в разных традициях наделялись высшими социальными функциями: по Ж. Дюмезилю трехчастная социальная структура индоевропейского общества — Жрецы, воины и общинники (пастухи и земледельцы, ср. Пахарь) — соответствовала структуре пантеона, в частности, ведийского. Митра и Варуна, как высшие боги, воплощали жреческую («правовую» и магическую) функцию, Ипдра — воинскую, Ашвины — общинную (плодородие). Ср. представления о том, что Ж. (обладатели тайного знания) выше царя: таковы брахманы в др.-инд. традиции, Аттий Ва-еий в римской и т. п.
В индуистской традиции Жрецы-брахманы была непосредственно связаны с функциями творца мира Брахмы и, возможно, одноименным жертвенным сооружением: ср. представления о творении как жертвоприношении и жреческие функции многих богов — первого Жреца Брихаспати, Аг-ни и др. Жреческие функции присущи выс-щим богам многих традиций (ср. Каутеован у коги, Кецалькоатлъ у индейцев Центральной Америки и др.), культурным героям — учредителям культа (ср. у литовцев Kpuse, Лиздейпа, Комфо Аноче у ашанти), первоче-ловеку (ср. возжигание иранским Йимой священного огня), основателям религий (Заратуштра, Мани, Мухаммав и др.).
Жрец часто отличался от пророка, как Аарон от Моисея, и даже противопоставлялся ему (ср. отношение Иисуса Христа к «фарисеям и книжникам», суд Каиафы и т. п.). Вместе с тем при посредстве ритуалов Ж. противостоял воплощениям зла — колдунам, демонам и т. п. Во время главных ритуальных актов — праздника — функции Жреца отправлял царь.
Главная функция Ж.— организация культа, важнейшим актом к-рого было жертвоприношение; таким обр., Жрец становился посредником между людьми и богами: ср. др.-инд. Атхарвана, к-рый при посредстве жертвоприношений пролагает пути солнца. С выделением жречества как социальной группы специалистов по мифу и ритуалу Ж. в разных традициях наделялись высшими социальными функциями: по Ж. Дюмезилю трехчастная социальная структура индоевропейского общества — Жрецы, воины и общинники (пастухи и земледельцы, ср. Пахарь) — соответствовала структуре пантеона, в частности, ведийского. Митра и Варуна, как высшие боги, воплощали жреческую («правовую» и магическую) функцию, Ипдра — воинскую, Ашвины — общинную (плодородие). Ср. представления о том, что Ж. (обладатели тайного знания) выше царя: таковы брахманы в др.-инд. традиции, Аттий Ва-еий в римской и т. п.
В индуистской традиции Жрецы-брахманы была непосредственно связаны с функциями творца мира Брахмы и, возможно, одноименным жертвенным сооружением: ср. представления о творении как жертвоприношении и жреческие функции многих богов — первого Жреца Брихаспати, Аг-ни и др. Жреческие функции присущи выс-щим богам многих традиций (ср. Каутеован у коги, Кецалькоатлъ у индейцев Центральной Америки и др.), культурным героям — учредителям культа (ср. у литовцев Kpuse, Лиздейпа, Комфо Аноче у ашанти), первоче-ловеку (ср. возжигание иранским Йимой священного огня), основателям религий (Заратуштра, Мани, Мухаммав и др.).
Жрец часто отличался от пророка, как Аарон от Моисея, и даже противопоставлялся ему (ср. отношение Иисуса Христа к «фарисеям и книжникам», суд Каиафы и т. п.). Вместе с тем при посредстве ритуалов Ж. противостоял воплощениям зла — колдунам, демонам и т. п. Во время главных ритуальных актов — праздника — функции Жреца отправлял царь.
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991
ЖРЕЦ
носитель эзотерических знаний и исполнитель ритуалов. В эпоху дорелигиозных магических представлений жрец выступает в качестве знахаря, шамана. В дальнейшем становится посредником между людьми и богами. Главная функция жречества — организация культа. Кульминационным актом жреческого ритуала являлось жертвоприношение. Так, древнеиндийский Атхарвана посредством жертвоприношений пролагает пути для солнца. Древнейшая политическая модель носила иерократический характер, т. е. властные полномочия были сосредоточены у жрецов, брахманов как хранителей эзотерических знаний. Теократическая форма власти подразумевала ее сакрализацию. Понятие «деспотия» искажает смысл правового статуса высших иерократических институтов в древности. Теократический суверен, несмотря на жестокость в отношении подданных, не являлся деспотом. Правитель не был полновластным хозяином, вотчинником управляемой им страны. Он считался фигурой медиумной. Его общественная функция заключалась в концентрированном воплощении воли народа при посредничестве между ним и высшими силами. Если происходил природный или социальный катаклизм, в глазах подданных правитель лишался сакрального ореола. В таком случае даже предусматривалась его смерть. Задолго до европейских просветителей в конфуцианской философии Мэнцзы была разработана теория, оговаривающая случаи, когда народу надлежит свергать императора. Утративший вследствие нарушения религиозной традиции теократический статус, Эхнатон остался запечатлен в египетском искусстве как телесно ущербный персонаж — с отвислым животом, кривыми ногами, остроконечными ушами. Исследования народных восстаний средневековой Руси свидетельствуют, что погромы духовенства, волхвов и иеретиков совпадали с периодами голода или эпидемий. Иерократический аспект власти имелся даже в светских политических системах Древних Греции и Рима. Над эллинскими полисами возвышался Дельфийский оракул, без обращения к которому не принималось ни одно политическое решение. В Риме глава государства, помимо прочих постов, занимал должность верховного понтифика, правовые прерогативы которого перешли затем к папам римским. Показательно, что именно с этой должности Юлий Цезарь начал свое восхождение к высотам императорской власти. Из ныне существующих в мире монархов лишь японский микадо является теократической фигурой, генетически восходящей к иерократическому правлению. Во исполнение религиозной миссии зачастую правителей приносили в жертву. По-видимому, христианский обряд причастия представляет собой затемненное воспоминание о ритуальном жертвоприношении правителя. Интересный ритуал практиковался у инков, когда во время религиозных празднеств «великий инка» — фигура, находящаяся на вершине иерократической лестницы солярного культа, — наносил себе раны в язык и гениталии. Падающая на алтарь кровь правителя являлась залогом успеха мистериального действа. Ту же цель преследовали у хазар ритуальные казни своих каганов. Являясь символом нации, каган должен был олицетворять молодость и силу, а не немощь. Во избежание одряхления общества он умерщвлялся в полном расцвете сил. Вероятно, иерократическая протогосударственная система волхвов имела место и в древней, доваряжской Руси. На Руси воинский переворот привел к установлению власти варяжской (а варяги и есть профессиональная воинская корпорация) — династии Рюриковичей. Мифологема противоборства Перуна, бога дружины, и Велеса, бога жрецов, символизирует реальный исторический конфликт. Показательно, что в киевский Перунов пантеон Владимир не включил Велеса. Согласно одной из интерпретаций, смерть вещего Олега через гибель коня — знаковый образ воинов — от укуса змеи (знаковый образ жрецов) дешифруется в качестве информации о мести жрецов за устроенный дружинниками переворот. Всадник на коне, повергающий змея, трансформированный в геральдическую эмблему Георгия Победоносца, символизировал торжество кшатриев над брахманами. «Медный всадник», возвышающийся над поверженной змеей, являлся скульптурной композицией, олицетворяющей ту же тематику. Интеллигенция как социальная категория, имеющая доступ к знанию, генетически и функционально восходит к жречеству. Антигосударственная мировоззренческая теза российской интеллигенции и ее инициирование революции восходили к архетипу жреческой мечты о реванше. Иерократическая система с книжниками и факихами во главе была восстановлена в исламском халифате и по-прежнему продолжает существовать в иранском институте духовных вождей. Идею жреческой власти, воплощенной в папоцезаризме, в средневековой Европе отстаивала партия гвельфов: европейские короли утверждались постановлением римского понтифика, т. е. не были в полном смысле суверенны. Да и император гиббелинов воспринимался не в качестве исключительно власти, а как синтез церковной и воинской традиций. Его политическим кредо был не только антипапизм — анти-Ватикан, — но и антиабсолютизм — анти-Франция. Такой же компромиссный характер исторического перехода власти от сословия жрецов к воинам имела православная теория «симфонии». Источ.: Багдасарян В. Э. Проблема десакрализации власти в истории России // Россия в условиях трансформаций: Историко-политологический семинар. М., 2001. № 15–16; Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия