ЖРЕЧЕСТВО
ЖРЕЧЕСТВО
служители культа гл. о. в политеистич. религиях. Одна из важнейших функций Ж., как правило, - совершение жертвоприношений. В доклассовом обществе функции Ж. выполняли старшие в роде, колдуны, шаманы. С разложением первобытно-родового строя Ж. выделилось в особую привилегир. обществ, группу, входящую в состав господств. класса. В древнейших рабовладельч. гос-вах индийцев, египтян, евреев, персов, вавилонян, греков, римлян, ацтеков и др., где религия играла значит. роль в укреплении тиранич. власти господств. класса, Ж. пользовалось большой полит. властью и владело огромными богатствами. В совр. православии за священниками сохранилось греч. название жреца - иерей (hiereos). В католицизме папа римский называется «pontifex maximus» (верховный жрец), унаследовав наименование главы жреч. коллегии в Др. Риме. Это указывает на прямую преемственность между первобытными жрецами и совр. духовенством, пришедшим на смену Ж.
Жречество
служители культа в ряде религий, гл. о. политеистического характера. Обычно Ж. называют особую группу людей, к-рая в раннем классовом об-ве отправляла религ. культ, являлась, как правило, привилегированной частью класса рабовладельцев и играла нередко большую политическую роль. Высшие жрецы иногда обладали и религиозной и государственной властью (фараоны в древнем Египте, верховные жрецы — правители гос-в древнего Двуречья, жрецы — правители в древней Мексике и пр.). В ряде случаев Ж. составляло особую сословную группу, полностью монополизировавшую право чтения религ. текстов, трактовки вопросов религии и совершения обрядов религ. культа, особенно жертвоприношений богам. О прямой преемственности между Ж. и духовенством совр. религий и об отсутствии между ними принципиальных различий свидетельствует кроме общности функций, напр., термин иерей (от греч. hiereos — жрец), означающий в православии — священник или один из титулов папы римского в католицизме — верховный жрец (лат. — pontifex maximus).
ЖРЕЧЕСТВО
обществ, группа, выполнявшая гл. обр. в политеи-стич. религиях функции посредничества между людьми и сверхъестеств. силами, а также совершавшая религ. обряды — жертвоприношения, молитвы и различные колдовские манипуляции. Слово «жрец» происходит от старослав. «жрети» - приносить жертву. В первобытн. об-ве не было Ж. как особой соц. группы, культ отправлялся старейшинами родов или главами семей. В дальнейшем эта функция стала выполняться определенными людьми - гадателями, знахарями, колдунами, жрецами и жрицами, шаманами. С разложением первобытн. общины, углублением разделения труда и соц. дифференциации усилилась тенденция к обособлению Ж. в самостоят. группу, являвшуюся частью господств. класса. С появлением храмов Ж. институционируется и получает экономич. базу для своего существования, при храмах организуются корпорации жрецов, играющие значит, роль в экономич. и политич. жизни страны. Храмовое Ж. в Др. Египте и в странах Бл. Востока владело большим количеством рабов и обогащалось за счет приношений верующих. Ж. в значит, степени монополизировало духовную культуру: жрецы вели летописи, записывали произведения фольклора, занимались астрономическими и иными наблюдениями. В Др. Иудее с возникновением Иерусалим, храма Ж. стало вести записи, к-рые легли в основу нек-рых книг Ветхого завета. Нередко в странах др. мира влияние Ж. в гос-ве принимало ярко выраженные политич. формы вплоть до иерократии, господства жрецов. Духовенство мир. религий представляет собой разновидность Ж.
Источник: Атеистический словарь