Родился 9 апреля 1947 г. в Москве. Окончил физический факультет Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина (1971), аспирантуру кафедры философии там же (1974). С 1974 г. ассистент, доц., проф. кафедры философии, с 1984 г. декан художественно-графического факультета, с 1992 г. проректор по учебно-методической работе, в 2003- 2013 гг. декан факультета педагогики и психологии, с 2010 г. зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию «О взаимоотношении свойств пространства и движения материи». В 1986 г. защитил докторскую диссертацию «Философский анализ единства физического знания». Обосновывает преимущество реляционной концепции пространства и времени в сравнении с субстанциальной, представление о единстве физического знания, через посредство категорий «симметрии» и «асимметрии», «порядка» и «беспорядка», «линейности» и «нелинейности», «когерентности». Показывает эвристическую роль фундаментальных физических и ма тематических постоянных в научном познании, обосновывает представление о конструктивном характере математического мышления. Анализирует влияние физикализма на обоснование современных научных теорий.
Основные публикации: Единство симметрии и асимметрии и научное знание // Философские науки. 1984. № 6; Материальное единство мира и единство линейности и нелинейности физических процессов // Вопросы философии. 1984. № 12. В соавт.; Пространство, время и симметрия в физических теориях. М., 1985; Материальное единство мира и когерентные процессы // Философские науки. 1986. № 1; Развитие физических понятий. М., 1987; В.И. Вернадский о пространстве и времени // Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989 В соавт.; Своеобразие и единство технического знания и технического мышления // Наука и технология: методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. М., 1990. В соавт.; Методологический анализ оснований классификации наук // Философские науки. 1991. № 2. В соавт.; Концепция супервзаимодействия и единство физического знания // Там же. 1991. № 7. В соавт.; Образовательное пространство. М., 2007; Развитие инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения научных исследований высшей школы М., 2009; Образовательные стратегии глобализирующегося мира. М., 2011. В соавт.; Образование в открытом обществе: новые вызовы и перспективы. М., 2012. В соавт.; Физико-математическое знание как основа формирования общенаучных понятий и физикализм. М., 2012; Методология организационной психологии. М., 2013.