ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

«Жизненный мир»
понятие, введенное Э.Гуссерлем и означающее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Жизненный мир
понятие философии позднего Гуссерля, обозначающее интерсубъективную сферу первоначальных очевидностей, априорных по отношению к логическим схемам.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
концепт философии Э. Гуссерля (см.). Ж. м. — это не только наиболее богатая опытная база познающего субъекта, но и коррелят его субъективности, обладающей эйдетической природой.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Жизненный мир
нем. Lebenswelt) – сфера "непосредственно-очевидного", мир повседневной жизни. Жизненный мир, как полагает Гуссерль, является результатом конституирующей деятельности трансцендентальной субъективности, причем эта деятельность протекает совершенно анонимно (термин очень многозначен)

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

Жизненный мир
понятие в феноменологии, фиксирующее значимый для человека мир истин, очевидностей. Это также мир, к которому принадлежит и сам человек. Введение этого понятия можно считать возвращением к естественной установке сознания, признанием самоочевидности независимого существования внешнего мира. Мир людей – это мир сознания.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
понятие философии Э. Гуссерля, заимствованное социологией феноменологического направления в лице А. Шютца. В исходном философском контексте Ж.М. определялся как "действительно наглядный, действительно испытуемый и доступный опыту мир, в котором практически разыгрывается вся наша жизнь", который "остается как он есть в его собственной сущностной структуре, в его собственном конкретном стиле причинности неизменным, что бы мы безыскусно или в порядке искусства ни делали" (Husserl E. Die Krisis der europaishen Wiessenchaften und die transzendentale Phanomenology. Hamburg, 1977. S. 54). Э. Гуссерль выделяет три иерархические разновидности "жизненного мира": 1) т.н. "особенный мир", который образуется в русле ведущей целевой установки (интенции) человеческого сознания; 2) "жизненный мир" как основание всех "особенных миров" и 3) "жизненный мир" как совокупность этого основания и всех порожденных им "особенных миров".

Источник: Философский глоссарий

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
(нем. Lebenswelt) — понятие в ряде концепций познания в русле филос. феноменологии и герменевтики. Впервые было актуализировано в «понимающей психологии» В.Дильтея, считавшего, что гуманит. познание ориентировано на интуитивное «прочтение» уникальных явлений, событий и обстоятельств, окружающих человека в его повседневном существовании, причем все они становятся предметом внимания исследователя не в своем безличном, чистом бытии, а как предметы рефлексивного сознания. В феноменологич. теории «позднего» Э.Гуссерля под Ж.м. подразумевается значимый для человека мир дорефлексивных истин, конституируемых деятельностью «трансцендентального Эго». Кризис совр. культуры выступает как замещение богатства и разнообразия смыслов Ж.м. системой категорий, коррелированных матем. естествознанием. Т.о., подлинное содержание и смысл Ж.м. невозможно выразить в терминах «галилеевской науки», т.к. они неотделимы от самого человека, его целеполаганий, желаний, переживаний, жизненных проектов. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ценностная основа всех идеальных образований человеческой психики. Введено в философию основателем феноменологии Э. Гуссерлем как понятие, которое характеризует дотеоретический опыт - мир донаучной жизни: догадок, суеверий и предрассудков. Феноменология трактует жизненный мир как: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфическими профессиональными интересами (мир бизнесмена, слесаря и т.п.); в) мир непосредственных переживаний и интуитивно выстроенных ориентиров, которые предусматривают будущий опыт; г) как совокупность априорных структур, которые предусматривают образец любого опыта, «архетипы» пространственности и времени. Экзистенциализм трактует жизненный мир как открытость мира человеку, которая достигается не столько через осведомленность, сколько через трансцендентальность(в отличии от мира науки, который скорее его заслоняет). Жизненный мир - это воспроизведение чистого опыта реальности вне любого умственного анализа. Лишь благодаря жизненному миру человек ощущает и переживает красоту, новизну, значимость и осмысленность мира, его неисчерпаемость, в противоположность его рациональному осмыслению.

Источник: Тематический философский словарь

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
(Lebenswelt) — по Гуссерлю, заданная всей объективно-логической наукой, в изначальной очевидности интерсубъективно испытываемая и прошедшая проверку практикой мировая связь. Хотя по сравнению с объективной действительностью, требуемой научной истиной, истина жизненного мира лишь субъективно-относительна и связана с ситуацией, а научные теории в конечном счете базируются на простых непосредственных наблюдениях, жизненный мир находится над науками и их пониманием мира. Не в каждом жизненном мире есть наука; она, как специфическое достижение, принадлежит европейскому жизненному миру и как «теоретическая практика» сама является в нем явлением жизненного мира. Вследствие субъективно-относительного характера жизненного мира существует множество различных жизненных миров, и встает задача освоения неизвестных жизненных миров. Она решается при помощи наук о духе. Философская проблема жизненного мира является универсальной философской проблемой, так как именно в жизненном мире коренятся все другие условия. Если довести это размышление до конца, то оно приведет прямо к трансцендентально-феноменологической редукции.
Е. Husserl. Die Krisis der europäischen Wissenschaften u. die transzendentale Phänomenologie (напис. 1936—1937), 1962 (Husserliana VI); M. Landmann. Erkenntnis u. Erlebnis, 1951; E. Ströker. Lebenswelt u. Wissenschaft in der Philos. E. Husserls, 1979; W. Lippitz. Lebenswelt oder die Rehabilitierung der vorwissenschaftlichen Erfahrung, 1980; B. Waldenfels. In den Netzen der Lebenswelt, 1985; P. Kiwitz. Lebenswelt u. Lebenskunst, 1986; R. Weiter. Der Begrift der Lebenswelt, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
понятие в поздней феноменологии Э. Гуссерля, фиксирующее значимый для человека мир первоначальных допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъективности. Как таковой Ж. м. выступает анонимно и априорно по отношению к научно-теоретическим построениям и тем идеализациям, на которых эти построения покоятся. Современное общество, полагает Гуссерль, переживает .период кризиса, который охватывает всю европейскую культуру. Основную причину кризиса Гуссерль видит в забвении,
замещении в классической культурной традиции, начиная с нового времени или даже возникновения античной науки всего смыслового богатства Ж. м. значениями и категориями, коррелятивными математическому естествознанию. Единственно правильным Гуссерль считает принципиальный отказ от интерпретации пред-данной человеку реальности в терминах науки. Для достижения этой цели нужно освободить сознание о мире от научно-теоретических категоризации, которые предполагаются современной наукой. Это означает применение по отношению к объективированной классической философией "научной картине мира" феноменологической редукции и обращение к многообразным формам непосредственной данности неотделяемого от человека, самоочевидного по смыслу мира. Такой мир и есть собственно Ж м., который существует для человека до всякой науки. В данном отношении Ж м. выступает коррелятом всех возможных действий трансцендентальной субъективности, и в том числе коррелятом научного сознания. В этом смысле Ж. м включает все возможные целеполагания. жизненные проекты, итоги прошлого жизненного опыта. Понятие Ж. м. оказало значительное влияние на становление категориального аппарата феноменологической социологии.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
нем. - Lebenswelt) - особая тема и понятие позднего Гуссерля (особенно в его кн. "Формальная и трансцендентальная логика" и "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология"). Тема Ж.м. возникает в контексте его поиска первоначальных очевидностей, которые кристаллизуются в субъективной донаучной практике и определяют последующие научные интересы. Действительность мыслится им не в терминах реально и внесубъективно существующего, но как система значений и смыслов, производимых субъективностью, понимаемой как универсальный исток в своем особом трансцендентально-феноменологическом пределе или чистоте. Гуссерль поэтому не принимает картезианского разделения на природу и дух как онтологически первичного, равным образом и разделение наук для него есть лишь культурно-историческая поверхность, за которой лежит первичное единство жизненно-мирового опыта. В "Кризисе" Ж.м. рассматривается не только как основа объективных наук, но более универсально: как конкретно-историческая основа взаимосогласованного опыта, интерсубъективная идентификация любого смысла, универсум складывающихся анонимно первоначальных очевидностей, априорных по отношению к логико-теоретическим схематизациям природы, культуры, жизни. В естественной установке сознания Ж.м. предстает как мир человеческого опыта, или универсум сущего. В феноменологической установке (благодаря феноменологической редукции) Ж.м. открывается как коррелят интенционально действующей субъективности, как сфера значений, конституированных трансцендентальной субъективностью. Редукция, благодаря которой Ж.м. становится предметом исследования, проводится относительно миров объективных наук и порождающих их теоретических интересов. Науки пытаются понять мир "сам по себе", рассматривая природу и человека как объекты, отвлекаясь от интерсубъективных условий, при которых эти объекты попадают в поле теоретических интересов. В забвении европейской наукой своей жизненно-мировой основы, своих истоков Гуссерль видит основную причину ее кризиса. Этот кризис раскрывается как своего рода плата за те успехи, которых науки добились за счет замещения жизненно-мировых реалий логико-математическими предметами (физикализм), в рамки которых уже явно не вмещаются запросы к исследованиям мира и человека. Поэтому необходимо переосмыслить теоретическую практику человека исходя из ее жизненно-мировой основы, что, по Гуссерлю, возможно только на пути отказа от физикализма и перехода к трансцендентально-феноменологической установке. Ж.м. в такой установке раскрывается как горизонт, определяющий все возможности действия субъективности, т.е. в своем трансцендентальном значении. В то же время Ж.м. выступает как универсум жизненно-мировых объектов, объединяющихся в жизненные миры различных социальных групп (онтологическое значение Ж.м.). Как горизонт Ж.м. анонимен; он остается в целом нетематизированным. Понятие "Ж.м." играет важную роль в феноменологической социологии (Шюц и др.), в исследованиях "структур повседневности", "обыденного мира" и т.п. Историко-научные исследования и социологию знания также можно рассматривать как выявление жизненно-мировой основы научного опыта - но без трансцендентально-субъективной ориентации.
В.В. Калиниченко
Новые направления в социологической теории. М., 1978; Феноменология в современном мире. Рига, 1991; D. Carr. Interpreting Husserl. Critical and Comparative Stadies. Dordrecht, 1987; P. Janssen. Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Speatwerk. Haag, 1970.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
нем. Lebenswelt) — понятие феноменологии Э. Гуссерля; спорадически использовалось им в 1910-х гг., особенно широко — в работах 1930-х гг. Определения жизненного мира не отличаются строгостью; они скорее описательны. Жизненный мир «единственный действительный мир» (Husserliana, далее сокращено: Hua, Bd. VI, 1956, S. 49); «действительный конкретный окружающий мир (Umwelt), в котором мы живем, почва и горизонт и теоретической, и внетеоретической практики»; «постоянно предданный, постоянно имеющий значение заведомо сущего (in voraus seiend geltende)» (Hua, Bd. M, S. 461); «универсум сущего» (ibid., S. 462). При этом для феноменологии Umwelt — все же не сам по себе мир, а понятие, которое «имеет место исключительно в духовной сфере» (ibid., S. 317). Наш Umwelt — не Просто мир, а «духовное образование в нас и в нашей исторической жизни» (ibidem). Это предмет не естествознания, а феноменологии. Жизненный мир относителен как из-за субъективности индивида, переживающего его в опыте, так и из-за его связи с исторически-относительными социальными жизненными формами (ibid., S. 141). Гуссерль поясняет, что, напр., исторический жизненный мир греков — это «не объективный мир в нашем смысле, а их представление о мире, т. е. их собственная субъективная значимость со всеми действительностями, имеющими для них значение, напр., с богами, демонами и т. д.» (ibid., S. 317). В «Картезианских размышлениях» Гуссерль говорил о «конкретных жизненных мирах»; в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия» жизненный мир понимается как один-единственный, т. е. имеющий, при всех своих релятивностях (Relativitaten), одну всеобщую структуру (ibid., S. 142). Главные проблемные линии теории жизненного мира: 1) возврат к «изначальному опытному миру» (Hua, Bd. К, S. 64), т. е. к изначальному миру простого допонятийного восприятия, воспоминания, «дотеоретического созерцания» (ibid., S. 36); 2) движение к заключенной в жизненном мире историчности; 3) возведение понятий и методов «объективных наук» к очевидностям жизненного мира (напр., норм науки и научности нового времени — к жизненной практике европейского человечества). Гуссерль лишь отчасти реализовал проект выявления «всеобщих структур», или a prion жизненного мира, т. е. особые «временность» (Zeitlichkeit) и пространственность жизненного мира, его каузальность, не идентичные соответствующим вдеализациям объективных наук. Тема жизненного мира весьма популярна в философии 2-й пол. 20 в. (Л. Ландгребе, В. Биммель, Г. Бранд, Э. Штрекер, И. Керн, Б. Вальденфельс, П. Янсен, А. Пажанин, К. Шуман и др.).
Лит.: Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie, Ed. Husserls. Fr./M., 1979.
H. В. Мотрошилова
Понятие жизненного мира систематически используется в феноменологической социологии А. Шюца, в которой внимание сосредоточено на исследовании жизненного мира как естественной установки сознания, элиминируемой Гуссерлем в процессе трансцендентально-феноменологической редукции. Для естественной установки сознания жизненный мир является интерсубъективным повседневным миром, универсумом жизнепракгических смыслов, обладающих непосредственной очевидностью, тотальной конфигурацией взаимосогласованного человеческого опыта. Шюц считает задачей методологии обществознания анализ корней научного социального знания в жизненном мире человека. Погруженность социального теоретика в структуры жизненного мира влечет за собой осознание утраты им статуса абсолютного наблюдателя и признание его несвободы от предпосылок, разделяемых с обыденным мышлением в естественной установке. Методологически это означает необходимость постоянной рефлексии о неявных предпосылках собственной познавательной деятельности, прояснения вненаучных включений в научное социальное знание.
Лит.: Schutt A. Collected Papers, v. 1-2. Nijhoff- The Hague, 1962— 1964.
H. M. Смирнова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

- термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. - мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с ее первичными обыденными структурами пространственности и временности, догадками, суевериями и предвосхищениями. Ж.м. - ценностная основа всех идеальных образований и теор. конструкций науки. Например, у др. греков, по Гуссерлю, был свой Ж.м., свое изначальное видение действительности, природы, к-рая вовсе не была природой в совр. естественно-научном смысле. Исторически, окружающий греков мир - не объективная реальность, в нашем смысле, а их представления о мире, их собств. субъективная ценность со всеми принадлежащими сюда смыслами и значениями, со всеми их богами, демонами и т.д.
Ж.м. - "глухая скрытая атмосфера" (Гуссерль) основополагающих ценностей, горизонт всех смыслов и возможностей сознания, априорных структур до-предикативного опыта, из к-рых вырастают ценности культуры, научные конструкции, филос. установки. Проблема "объективно-истинного" мира - проблема вторичных и специальных интересов. Ж.м. имеет объективность совершенно другого рода, к-рая раньше игнорировалась и не принималась в расчет позитивными науками как нечто субъективное, аморфное, подлежащее преодолению. В частности, центр, проблемой Ж.м. становится проблема живого осмысленного созерцания, рассматриваемого совр. наукой как неопределенное и смутное понятие, как нечто малоценное по сравнению с общезначимостью логического. На самом деле очевидности логики научного познания нуждаются в очевидностях Ж.м., в жизненно-мировых априори как более ранних и более универсальных. Только возвращение, "откапывание" из-под более поздних пластов мира этих жизненно-мировых априори может дать действительно радикальное и подлинно научное обоснование совр. объективно-логич. наук, вернуть питательную почву совр. культуре в целом, открыть возможности построения других картин мира, др. перспектив и возможностей развития культуры. "Гуссерль, - писал Сартр по поводу открытия Ж.м., - возродил исполненный эмоционального воздействия мир пророков и художников. Утверждая неподатливость, нерастворимость мира в сознании, он вернул вещам их могущество и чары".
Феноменология предлагает целую "мировую схематику", она различает ряд миров: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфич. донаучными интересами: мир бизнесмена, плотника и т.д.; в) дообъективный мир восприятия, мир непосредст. переживаний и интуитивно полагаемых ориентиров, предвосхищающих дальнейший опыт; г) Ж.м. в полном смысле этого слова как горизонт, в к-ром даны и конституируются другие миры - совокупность априорных структур, предопределяющих образчики любого опыта, "архетипы" пространственности и временности, горизонтности и историчности, присущие любой культуре.
В экзистенциальной филос. традиции Ж.м. трактуется как открытость мира человека, достигаемая не через осведомленность, а через "затронутость". Это достигается через трансцендирование. Это не путь науки, переход не к объективному, а к транссубъективному. На этом пути происходят экзистенциальные встречи с внутренним существованием мира. Рациональное знание, раскрывающее мир как систему объектов, скорее заслоняет от нас подлинный мир. Научная картина мира, будучи лишь осадком целостного творч. проникновения, убивает вечную свежесть, красоту и новизну мира. Всюду и везде, где нам только удается отрешиться от привычной установки предметного истолкования реальности, распадающейся на отд. вещи и качества, и сосредоточиться на простом созерцании реальности в ее непосредств. конкретности, везде, где нам удается, согласно С.Л. Франку, наподобие детей, без размышления жадно воспринимать образы бытия, иметь чистый опыт реальности вне всякого умственного анализа, мы можем ощутить красоту, новизну, значительность и смысловую неисчерпаемость мира, ощутить и понять мир как инвариант всех возможных осмыслений, всех теорий и гипотез, всех смыслов и бессмысленностей, к-рые сооружает человек в своих попытках познания и овладения реальностью.
Лит.: Husseri Е. Die Krisis der europaischen Wissen-schaften und die transzendentale Phanomenologie //Husserliana. Bd. 6. Haag, 1954; Diemer A. Edmund Hus-serl. Meisenheim am Glan., 1956; 1965; Mohanty J.N. "Life-world" "A Priori" in Husserl&s later Thought // Analecta Husserliana. V. 3. Dordrecht, 1974.
В.Д. Губин

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Lebenswelt) - одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания. Такое включение "мировой" исторической реальности в традиционалистскую феноменологию привело к выдвижению на первый план в позднем гуссерлианстве темы "кризиса европейского человечества, науки и философии". Отвечая на вопрос о сущности и причинах этого кризиса, Гуссерль говорит о "заблуждениях" европейского одностороннего рационализма, запутавшегося в объективизме и натурализме и вытеснившего дух, человеческое, субъективное из сферы науки. Разрешить этот кризис призвана, по Гуссерлю, новая "наука о духе", которую он и называет наукой о Ж.М. В ее рамках провозглашается зависимость научного познания от более значимого, высокого по достоинству способа "донаучного" или "вненаучного" сознания, состоящего из суммы "непосредственных очевидностей". Это сознание, а также вытекающая из него форма ориентации и поведения и была названа Гуссерлем "Ж.М.". Это - дофилософское, донаучное, первичное в гносеологическом смысле сознание, которое имеет место еще до сознательного принятия индивидом теоретической установки. Это - сфера "известного всем, непосредственно очевидного", "круг уверенностей", к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в человеческой жизни вне всех требований научного обоснования в качестве безусловно значимых и практически апробированных. Характерными чертами Ж.М. Гуссерль считал следующие: а) Ж.М. является основанием всех научных идеализации; б) Ж.М. - субъективен, т.е. дан человеку в образе и контексте практики, - в виде целей; в) Ж.М. - культурно-исторический мир, или, точнее, образ мира, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на определенных этапах исторического развития; г) Ж.М. - релятивен; д) Ж.М. - как проблемное поле не "тематизируется" ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки (вследствие чего наука и упускает из виду человека); е) Ж.М. - обладает априорными структурными характеристиками - инвариантами - на основе которых и возможно формирование научных абстракций и т.д., а также возможность выработки научной методологии. Именно в этом последнем свойстве Ж.М. - Гуссерль отыскивает искомую основу для обоснования познания, "погрязшего" в объективистских ценностях. Эти инварианты - "пространство-временность", "каузальность", "вещность", "интерсубъективность" и т.д. - не сконструированы, а даны, по Гуссерлю, в любом опыте; в них фундирован любой конкретно-исторический опыт. Ж.М. и жизненные миры оказываются тождественными, и любое познание обретает поэтому прочный фундамент в конкретной человеческой жизнедеятельности. Таким образом, по Гуссерлю, достигается преодоление пороков объективизма. Такой многообещающий подход оказался, однако, крайне противоречивым, т.к. инварианты Ж.М. являются, по Гуссерлю, "конструктами" абстрагирующей теоретической деятельности, результатом редуцирования человечески-субъективной, смысловой стороны объектов среды как сферы значений, конституированных только трансцендентальной субъективностью. Универсальные категории Ж.М. возникают, таким образом, только в результате отвлечения от всего конкретно-индивидуального, субъективного, что в конечном счете приводит к утрате того же человеческого смысла, что и в односторонне рационалистическом, объективистском естествознании. Выходит, конкретно-исторический Ж.М. не может быть универсальным фундаментом наук, а последний в свою очередь не может быть конкретно-историческим. Жизненность, конкретность, субъективность так или иначе остаются по ту сторону научности. Несмотря на осознание этого противоречия последователями Гуссерля, тема "науки о духе" как онтологии Ж.М. становится в 20 в. самой популярной в феноменологии и экзистенциализме. Значение учения Гуссерля о Ж.М. определяется тем, что в нем была затронута важная проблема взаимодействия науки и социально-исторической практики человечества; в структуре последней наука и научное познание выступают в роли только одной из ее сфер и потому не являются "самодостаточными самоданностями". Скорее они во многом определяются другими областями человеческого познания и практики, что предполагает исследование социальной сути научного познания и общественно-исторических функций науки как социального феномена. Учение Гуссерля о Ж.М. и обозначило весь круг данной проблематики, явившись своеобразным феноменологическим вариантом их анализа и решения. Суть феноменологического подхода заключается здесь в том, что этот анализ был осуществлен Гуссерлем сквозь призму первоначальных "данностей" трансцендентального сознания, априорных по отношению к теоретическим систематизациям. (См. также Гуссерль.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Lebenswelt) – Понятие-философема, занимающая центральное место в поздней феноменологии Гуссерля (особенно, в "Кризисе европейских наук"). Жизненней мир – мир нашего повседневного опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями. Это – сфера первоначальных допредикативных очевидностей, конституируемых в деятельности чистой трансцендентальной субъективности. Как таковой, он не осознается нами непосредственно и сохраняет статус полной анонимности. Поэтому мы заслоняем его научной картиной мира и исходим не из доксического (греч. ???? – верование) опыта чистых незамутненных интуиций, а из предикативного опыта научных конструктов, наивно полагая, что эти последние и образуют аутентичное представление о мире. Именно здесь, по Гуссерлю, следует искать радикальную причину кризиса европейской духовной жизни. Научные модели и понятия проецируются на мир и приписываются задним числом объективной сущности самого мира, как если бы он изначально представлял собою цепь квантификаций, формализаций и протокольных тезисов. Результат не преминул сказаться: если наука, оторвавшись от жизненного мира, лишилась жизненного значения, то в свою очередь мир, созданный по образу и подобию науки, оказался дегуманизированным миром, где место первозданных и первородных вещей заняли суррогаты формализованных предметностей. "В своей предметной сфере принуждающая сила науки уничтожила все вещи, как вещи, задолго до того, как она взорвала атомную бомбу" [7].
Преодоление кризиса Гуссерль усматривает в радикальном повороте философского внимания от научных построений к очевидностям жизненного мира. "Возвращение к допредикатнвному опыту и проникновение в глубиннейшие и изначальные слои допредикативного опыта есть оправдание доксы, которая представляет собою царство изначальных очевидностей, не достигших еще точности и математизированно-физической идеализации. Тем самым обнаруживается, что доксические очевидности нисколько не уступают по значимости эпистемическим очевидностям, т.е. познанию, протекающему в суждениях, но являются как раз царством изначальности, в котором осмысленно коренится всякое точное познание" [8]. Отсюда возникает необходимость детального анализа доксических очевидностей. В итоге, жизненный мир предстает как универсальный горизонт, охватывающий хаос допредикативных, донаучных созерцаний. Проблематика науки о жизненном мире стягивается Гуссерлем в следующие пять пунктов:
1. Различение объективной науки и науки вообще; поскольку в исследовании жизненного мира центральное место принадлежит субъективным интуициям донаучной жизни, методы объективной науки оказываются бессильными охватить его тематику;
2. Использование субъективно-релятивного опыта жизненного мира в объективных науках;
3. Является ли жизненный мир объектом психологии? (ответ Гуссерля отрицательный, коль скоро речь идет о традиционной психологии, перенявшей методику объективных наук; но отсюда вырастает необходимость обоснования новой – трансцендентальной – психологии);
4. Противоположность между жизненным миром, как универсумом принципиальной зримости, и принципиальной незримостью "объективно истинного" мира, как "логического образования";
5. Исследование субъективных предпосылок объективных наук и принадлежности логико-теоретического праксиса к очевидностям жизненного мира.
Для понимания мысли Гуссерля важно учесть, что жизненный мир, как таковой, представляет собою доподлинный коррелят трансцендентальной субъективности, ее систематическое и чисто внутреннее самовыявление и самоистолкование. В основе его хаотичности покоятся, однако, априорные структуры, предшествующие всем логическим априори. Гуссерль отклоняет, как наивные, все попытки, приписывающие логике характер фундаментальной науки по отношению к прочим объективным наукам. В научном обосновании нуждается сама логика, которая, как таковая, коренится в фундаментальном априори жизненного мира, и поэтому радикальной основной наукой может быть, по его мысли, только феноменологическое исследование структур жизненного мира, без которых логика и все прочие науки "беспочвенно повисают в воздухе". Жизненный мир – изначальное лоно всякой проблематики и рефлексии, некий маточный раствор, обусловливающий кристаллизацию всех без исключения наук и философских учений. Сознание в каждом акте своей интенциональной деятельности "отталкивается от атмосферы глухих, скрытых, но содействующих значимостей, от жизненного горизонта, на котором актуально направленное "Я" может реактивировать прежние наслоения, осознанно достигая апперцептивных озарений и превращая их в созерцания" [9]. Еще одна – иллюстративная – параллель из Поля Валери: речь идет о настраивании оркестра в концертном зале. "Таков, – по словам Валери, – восхитительно щемящий душу музыкальный беспорядок, хаос надежд, некое первичное состояние, могущее быть лишь эфемерным; но эта живая невнятица таит в себе нечто более универсальное и, быть может, более философское (! – К.С.), чем все возможные симфонии, ибо она содержит их в своей смеси, она их всех внушает. Она – некое одновременное присутствие всех будущностей. Она пророчествует" [10]. Аналогия безупречная; следует лишь перенести ее из мира музыки в мир как таковой, чтобы адекватно пережить гуссерлевскую мысль. В этой копошащейся массе домузыкального марева, в темном океаническом гуле некой дотемперированной атмосферы таится под прикрытием гигантских водорослей вся сумма возможных (написанных и еще не написанных) симфоний, и если, спустя минуту, магическим жестом дирижерской палочки будет вызвана к жизни одна, в ней глухо и настороженно будет наличествовать вся полнота доконцертного (дочеловеческого!) настраивающегося хаоса скрипок и валторн, тромбонов и гобоев, контрабасов и флейт, питательного материнского лона, в муках отдающего одно из своих чад на радость и заклание слуху.

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины