ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам сторонников персонализма и экзистенциализма, является современным лишь на первый взгляд: разве Сократ не излагал в свое время «философию, выражающую определенную позицию» по отношению к жизни? Или Паскаль, пишущий свои «Мысли» в пику «вольнодумцам», или Абай в «Словах назидания», обращающийся к современникам и потомкам? Как бы то ни было, определенная позиция в мышлении, а в особенности в философии не дает проявиться более серьезной опасности, чем просто риск самовыражения того или иного писателя или любого другого члена общества, точно в той мере, в какой философия рассматривает себя как универсальный поиск, ведущий к мудрости, к ценностям, не зависящим от религиозных или политических взглядов. По крайней мере, может быть, понятие жизненной позиции (довольно спорное вообще и действительно вызывающее споры) освободит классическую философию от ее сознательно отстраненного, темного и абстрактного тона: если она и намеревается остаться незаинтересованной, то мысль сегодня хочет быть не столько «бескорыстной», сколько полезной, причем полезной всем людям. Философия формулирует такую жизненную позицию, которая является не просто констатацией факта (что мы находимся в мире), но стремится определять законы правильного образа жизни на основе мудрости (Пифагор).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
ангажированность — engagement]: проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности.
Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам сторонников персонализма (Э. Мунъе) и экзистенциализма (Сартр), является современным лишь на первый взгляд: разве Сократ не излагал в свое время «философию, выражающую определенную позицию» по отношению к жизни? Конечно же, да. Или Иисус Христос, изгоняющий торговцев из храма; или Паскаль, пишущий свои «Мысли» в пику «вольнодумцам»; Вольтер, пытающийся своим «Трактатом о веротерпимости» реабилитировать протестанта Каласа. Как бы то ни было, «ангажированность» в мышлении и в особенности в философии не дает проявиться более серьезной опасности, чем просто риск самовыражения того или иного писателя или любого другого члена общества, точно в той мере, в какой философия рассматривает себя как наука (т.е. как поиск, ведущий к ясности) и к тому же как универсальная наука (т.е. если ее ценность не зависит от религиозных или политических взглядов). По крайней мере, может быть, понятие жизненной позиции (довольно спорное вообще и действительно вызывающее споры) освободит классическую философию от ее сознательно отстраненного, темного и абстрактного тона: если она и намеревается остаться незаинтересованной, то мысль сегодня хочет быть не столько «бескорыстной», сколько полезной, причем полезной всем людям. «Жизненная позиция, — пишет Э.Мунье, — это не просто констатация факта (что мы находимся в мире), но закон правильного образа жизни». Для Мерло-Понти же, наоборот, философия будет действенной, лишь если она говорит, выражает, а не действует: «Философ участвует в жизни не так, как другие; в его одобрении не хватает чего-то массивного и плотского... рефлексия сначала отстраняет его от жизни, но лишь затем, чтобы он лучше прочувствовал узы истины, привязывающие его к миру и истории».

Источник: Философский словарь

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
направленность жизнедеятельности личности, ее т. эр. относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж. п.-система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является Ж. п. постольку, поскольку она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной Ж. п. - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития об-ва, интересам передовых социальных сил. Чтобы определить Ж. п. людей, надо, по словам В. И. Ленина, выяснить, «какой социальной обстановкой и как именно обусловливаются их действия» (т. 1, с. 430). Ж. п. - один из важнейших признаков личностного развития индивида, определения его места в историческом процессе. Становление личности есть в то же время сознательный выбор человеком той или иной Ж. п. (Выбор моральный). Содержание личного выбора определенной Ж. п. в конечном счете обусловлено идеалами и ценностями об-ва, класса или социальной группы, к к-рым данная личность принадлежит. Но это не умаляет роли самого субъекта, личности в определении своего отношения к миру. Жизнь и деятельность В. И. Ленина - пример и образец сознательно сделанного выбора и последовательного осуществления активной Ж. п, личности. Ж. п. есть выражение такой социальной активности человека, к-рая зиждется на идейной определенности и принципиальности, предполагает общественную сознательнрсть. Активность Ж. п. выражается и мировоззренчески -в заинтересованном, пристрастном, партийном отношении к идеалам, целям, теоретическим установкам об-ва, класса, и поведенчески, характеризуя последовательность, принципиальность и мужественность в отстаивании человеком своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле. Поэтому Ж. п. следует четко отличать от делячества, «хватки», хитроумного приспособленчества (выбора чьей-то стороны или т. зр. по соображениям эгоистического интереса, расчета, выгоды). Нравственной основой активной Ж. п. является принцип единства слова и дела, выражающийся в стремлении человека реализовать общественный, в т. ч. и нравственный, идеал на практике. Соответствие, слияние теории и практики, единство чувства, мысли и действий, когда за людей можно ручаться, говорил В. И. Ленин, что «они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести» (т. 45, с. 391),-важнейшее условие действенности избранной массами или личностью Ж. п. Активной Ж. п. противостоит позиция пассивная, когда человек встает на т. зр. стороннего созерцателя, нейтрального наблюдателя, руководствуясь принципом «моя хата с краю». В моральном смысле такая пассивность тождественна равнодушию, нередко питающему предательство, ренегатство. Особый случай отхода от активной Ж. п. - расхождение между словом и делом, свидетельствующее о декларативном, формальном характере убежденности человека, а иногда и о моральном лицемерии. Коммунистической нравственности чужда общественная и личная пассивность во всех ее видах; исключение составляют лишь те особые случаи, когда пассивность выступает своеобразной формой активности (напр., в условиях буржуазной демократии сознательное уклонение от голосования на выборах, не дающих альтернативы, и т. п.). Огромное нравственное значение имеет борьба против морального инфантилизма, безынициативности и бездеятельности, против социального самодовольства, упоения успехами, несамокритичности, против идейных шатаний, уступок в принципиальных вопросах.

Источник: Словарь по этике