ЖИВОЗНАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЖИВОЗНАНИЕ
(в философии А. С. Хомякова) – первичный, дорассудочный акт знания, когда субъект познания не отделен от познаваемой действительности и от того, что за ней стоит.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ЖИВОЗНАНИЕ
понятие философии славянофилов, разработанное Хомяковым в ст. "О современных явлениях в философии" (философские письма Самарину, I860) и "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского" (1856). Стержневым принципом гносеологии Хомякова является тезис о том, что познание истины доступно только "совокупности мышлений, связанных любовью" (Полн. собр. соч. Т. 1. q 283-284). Если бытие есть нерасторжимое единство добра, истины и красоты, то его познание должно быть осуществлено не логико-дискурсивными средствами, а целостным духом (см. Цельность духа), в к-ром любовь, вера, воля, рассудок неразрывно слиты. Понятие Ж. относится к первичным актам знания, когда субъект познания не отделен от познаваемой действительности, между тем как понятие религиозной веры применяется к высшим состояниям разума, обращенного к невидимому миру. Рассудок в стадии Ж. еще неотделим от воли, неотделим от объекта и даже от того, что стоит за объектом. В тот момент, когда рассудок включается в процесс познания, объект отрывается от "непроявленного первоначала" (термин Хомякова) и становится явлением. Ж. как бы исчезает на стадии рассудка, потом снова появляется на синтетической стадии всецелого разума. Хомяков критиковал философию Гегеля за то, что в области познания нем. мыслитель концентрировался только на отражении предмета в логическом сознании и от него "ускользала" действительность предмета, исчезала воля, к-рая в предметный образ не переходит. Он отметил также недостаточность гегелевского толкования свободы, считая, что у Гегеля идея необходимости несовместима с идеей свободного выбора, а значит, и ответственности за человека. Вторым направлением критики Хомякова была критика разума, абстрагированного от реальности, что приводит к непроходимой пропасти между субъектом и объектом. Хомяков отметил закономерность появления материализма Л. Фейербаха как попытку преодолеть "человеческое мнимое тождество понятий и явлений" (Там же. С. 295). "Материализм представляет хоть какой-то субстрат, которого жаждала душа" (Там же. С. 308), но выводит мышление из вещественного процесса. Если у Гегеля логика отождествлена с онтологией, сущее представлено в системе панлогизма, то у материалистов сущее выступает в качестве материи. Согласно Хомякову, обе системы имеют характер "нецессиари-анизма", т. е. безвольности. Намеченные Хомяковым гносеологические идеи стали преемственной темой в рус. философии XIX-XX вв. (см. также: Теория познания).

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
377.00 кб

Интегративный образ права в славянофильской концепции живознания

Днепровская Инесса Викторовна, Рожкова Наталья Алексеевна
Объектом исследования настоящей статьи являются философско-правовые взгляды славянофилов. Предметом анализа методология познания права, разрабатываемая этими мыслителями в рамках концепции «живознания».
Читать PDF
357.58 кб

Методология познания права в славянофильской концепции живознания

Днепровская Инесса Викторовна
В статье исследуются интегративные возможности славянофильской концепции живознания в качестве основы методологии познания права.
Читать PDF
324.16 кб

Соотношение права и правды в славянофильской концепции живознания

Днепровская Инесса Викторовна
В статье исследуются возможности славянофильской концепции живознания в качестве основы методологии познания права.