ЖИВОПИСЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖИВОПИСЬ
вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-либо твердую поверхность (основу), тех или иных образов, получающихся в зависимости от назначения произведения, художественного стиля, индивидуальности мастера-исполнителя.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Живопись
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.  

Источник: Словарь по культурологии

ЖИВОПИСЬ
один из видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность.
Классификация живописи может быть различна. Исходя из практических целей, различают монументально-декоративную живопись, станковую, декорационную, иконопись, миниатюру и др.
Выделяют также различные жанры живописи: батальный, бытовой, исторический, натюрморт, пейзаж, портрет и др.
Можно выделить виды живописной техники по характеристике красочных материалов: масляная живопись, водяная живопись, темпера, восковая живопись, акварель, гуашь, тушь и др. В каждой из техник живописи сложились свои приемы.
Возникновение живописи уходит корнями в эпоху позднего палеолита (наскальные рисунки). Искусство живописи складывалось на протяжении длительного времени. Долгое время она имела лишь прикладное значение (например, стенная живопись, вазопись). Как самостоятельный вид искусства живопись стала развиваться в эпоху Возрождения. Начиная с XVI - XV(( веков, определились и жанры живописи.

Источник: История и теория культуры

ЖИВОПИСЬ
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные средства и приемы помогают «вырваться» из рамок двухмерной плоскости стены, холста, бумаги и показать жизнь в движении, развитии. Передавая колористическое богатство окружающего мира, его пространственность, объемность и материальность, живопись использует такие изобразительные средства, как цвет, линия, светотень (закономерные градации светлого и темного), композиционные принципы и т. д. В зависимости от назначения живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Станковая живопись не имеет прямого утилитарного назначения; декоративная живопись зависит от основных особенностей предметно-пространственной среды, от того, где ее используют (на тканях, на мебели, на посуде и т. д.); монументальная живопись по форме близка к декоративной, но имеет более самостоятельное значение, так как «стремится» выйти на широкие архитектурные плоскости; она отличается высокой степенью обобщения, весомостью идей, крупными размерами. Основные разновидности живописной техники: масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика и др.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЖИВОПИСЬ
вид, изобразительного искусства, специфика к-рого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на к.-л. твердую поверхность (основа), образов действительности, получающих в зависимости от назначения произв., господствующего худож. стиля, времени и индивидуальности мастера-исполнителя определенную худож. интерпретацию. Используя цвет, рисунок, композицию, выразительность наложения мазков (фактуру), Ж. дает возможность наглядно воспроизводить колористическое богатство действительности, ее пространственность и материальность, воплотив широкие представления о жизни природы, людей и социальных процессах. Образы Ж. могут передавать плоскостность и глубинность пространства (перспектива), ставить акценты на постоянном или изменяющемся характере бытия, показывать живую стихию жизни и иллюстрировать отвлеченные идеи (аллегория, символ). Совокупность материалов Ж. (Материал искусства) и техники их использования определяется выбором красящих пигментов и связующих их веществ (масло, клей, воск и др.). Отсюда и появились такие разновидности Ж-, как масляная Ж., темпера, Ж. по штукатурке (фреска), энкаустика и т. п. Различные способы техники, худож. приемы и формы живописного повествования, исторически пополняясь и изменяясь, позволяли Ж. всегда, со времени ее появления в наскальных росписях палеолита, обладать широкими эстетическими возможностями отражения и истолкования реальности, выполнять важные общественные функции. Благодаря обилию жанров (исторический, бытовой пейзаж, портрет, натюрморт) и видов (монументально-декоративная, декорационная, станковая Ж. или картина, иконопись, панорама и диарама) Ж. находит применение в разных сферах социально-культурной жизни, способствует решению идеологических и познавательных задач, является высокоразвитой формой творчества и труда. Оказывая глубокое эмоциональное воздействие на зрителя, Ж. непосредственно участвует в формировании мировоззрения, высокой духовной культуры людей, в их эстетическом воспитании.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

XVII век, Европа: живопись как духовный опыт

Ташпулатова Лола Дильмуратовна
Статья посвящена рассмотрению европейской живописи Нового времени как духовной практики, сопоставимой с алхимией, философией и мистическим опытом.
Читать PDF
0.00 байт

Платон, живопись и иконопись

Трушина М. А.
Предметом исследования были платонические истоки иконописи.
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивно-эпистемологическая интерпретация абстрактной живописи

Агафонова Ольга Васильевна
В статье сущность современного искусства как особого способа постижения мира раскрывается с позиций традиционного классического реализма, радикального конструктивизма, конструктивного реализма и «неоклассики» постмодернизма.
Читать PDF
0.00 байт

Интерпретация живописи в феноменологии восприятия М. Мерло-Понти

Кондратьева Евгения Викторовна
Анализируется тесное взаимодействие философии и живописи в концепции Мориса Мерло-Понти.
Читать PDF
0.00 байт

Межпредметные связи скульптуры, живописи и рисунка в подготовке художника-педагога

Башкатов Иван Александрович
Цель статьи: поднять проблему актуальности межпредметных связей скульптуры, живописи и рисунка на художественно-графическом факультете, которые позволяют выстроить стройную учебно-методическую систему подготовки высококвалифициров
Читать PDF
0.00 байт

Короли, шуты и философы Диего Веласкеса в контексте его религиозной живописи: взгляд из России

Силантьева Маргарита Вениамоновна
Статья посвящена анализу философской антропологии великого испанского художника XVII века Диего Веласкеса, рассмотренной сквозь призму проблем, которые ставит жизнь современной России; её «отражений» в произведениях современных ро
Читать PDF
0.00 байт

Оче-видное и неоче-видное в живописи Н. К. Рериха: к Пробл. Косм. Реализма в искусстве первой пол. X

Тютюгина Н. В.
Творчество Н.К. Рериха как представителя реалистической школы живописи. Специфика его работы с натурой и интуитивное проникновение в сущность реальности «неоче-видной». Символы святости в художественных произведениях Рериха.

Похожие термины:

  • Живопись действия

    англ. — Action Painting) Одна из разновидностей живописной техники, применявшейся некоторыми представителями абстрактного экспрессионизма. Ее суть состоит не в нанесении красок кистью на холст, но в раз
  • Метафизическая живопись

    ит. — pittura metafisica; франц. — peinture metaphysique) Камерное, но значимое направление в искусстве авангарда первой трети XX в. Его главным создателем, практиком и теоретиком был работавший в Париже итальянский х
  • ЖИВОПИСНОСТЬ

    Ощущение эстетической полноты развертывания смысла и тона, сверхвыразительная детализация и наоборот - ощущение выразительности средств и прозрачности символов на той или иной ступени превраще