ЖИВАЯ ЭТИКА
Живая этика
учение, созданное Н.К. и Е.И. Рерихами в 1924-1938 гг. и развитое рядом русских представителей буддистской мысли (Е.П. Блаватская и др.). Это этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Согласно ей, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий, овладение которыми предполагает нравственное преобразование природы. «Ж. Э.» развивает своего рода «этический оккультизм» – укрепление духовности посредством самоотверженного нравственного подвижничества и совершенствования. Представлена серией книг: «Озарение», «Община», «Агни-Йога», «Сердце», «Братство» и др.
«ЖИВАЯ ЭТИКА»
серия книг, созданных в 1924—38 в процессе сотрудничества между И. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории). Изданы на русском и английском языках в Париже, Нью-Йорке, Риге, Урге, стали основой духовно-нравственного учения в рамках оккультно-теософской традиции знания и эзотерической мудрости Востока. Корпус «Живой этики» включает в себя следующие книги: Листы Сада Мории, т. 1 («Зов»), 1924; т. 2 («Озарение»), 1925; Община, 1926; Агни-Йога (Знаки Агни- Йоги), 1929; Беспредельность, ч. 1-2, 1930; Иерархия, 1931; Сердце, 1932; Мир Огненный, ч. 1,1933, ч. 2,1934, ч. 3,1935; Аум, 1936; Братство, 1937; Надземное, 1938. Указанный для каждой книги год обозначает не дату первого издания, а время окончания данной кшгги. Как подчеркивала Е. И. Рерих, сохранение года на титуле книги (несмотря на ее последующие переиздания) имеет принципиально важное значение для «Живой этики». Наряду с этими книгами учение Живой этики представлено также письмами, посланиями и статьями Е. И. и Н. К. Рерих, рядом книг общего теософского содержания («Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской, «Письма Махатм», «Эзотерический буддизм» А. П. Синнета и др.), а также работами учеников и последователей Рерихов (А. И. Клизовского, Р. Я. Рудзитиса и др.). Будучи органическим продолжением восточной теософской традиции, классически выраженной в трудах Е. П. Блаватской, «Живая этика» не отвергает ни одного религиозно-философского учения, полагая, что все они идут из единого источника знания. Воссоздание единой духовной традиции осуществляется в «Живой этике» прежде всего через критику и отбрасывание медиумизма, психизма и подобных им псевдооккультных и магических видов практики. На место медиумического и магического оккультизма, элементы которого были широко представлены в творчестве Блаватской, учение «Живой этики» выдвигает своего рода «этический оккультизм» — развитие духовности путем повседневного нравственного подвижничества.
Лит.: Рерих Е. И. Письма в Америку, 1929-1955. M., 1997; Рерих Е. И., Рерих К., Асеев А. М. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. M., 1996. См. также лит. к ст. Рерих Е. И., Рерих Н. К.
В. Н. Назаров
Лит.: Рерих Е. И. Письма в Америку, 1929-1955. M., 1997; Рерих Е. И., Рерих К., Асеев А. М. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. M., 1996. См. также лит. к ст. Рерих Е. И., Рерих Н. К.
В. Н. Назаров
Источник: Новая философская энциклопедия
ЖИВАЯ ЭТИКА
или АГНИ-ЙОГА - духовно-нравственное учение, возникшее в 20-х гг. 20 в. в рамках оккультно-теософской традиции знания и эзотерической мудрости Востока и изложенное в серии книг, созданных в 1924-1938 в процессе сотрудничества между Н.К. и Е.И.Рерихами и Великим Учителем, известным в теософских кругах под именем Махатмы Морим и изданных на рус. и англ. яз. в Париже, НьюЙорке, Риге, Урге. Корпус Живой Этики включает в себя следующие книги: «Листы Сада Мори и», т. 1 («Зов»), 1924; «Листы Сада Мории», т. 2 («Озарение»), 1925; «Обшина», 1926; «Агни-Йога» («Знаки АгниЙоги»), 1929; «Беспредельность», части 1-2, 1930; «Иерархия», 1931; «Сердце», 1932; «Мир Огненный», ч. 1, 1933; ч. 2, 1934; ч. 3, 1935; «Аум», 1936; «Братство», 1937; «Надземное», 1938. Указанный для каждой книги год обозначает не дату первоиздания, но время, когда содержание данной книги было закончено. Как подчеркивала Е.И.Рерих, сохранение года на титуле книги (несмотря на время ее последующих переизданий) имеет принципиально важное значение для всего содержания данной книги. Наряду с книгами, являющимися своего рода евангелием Ж.э., учение представлено также письмами, посланиями и статьями Е.И. и Н.К.Рерихов, рядом книг общего теософского содержания («Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской, «Письма Махатм», «Эзотерический буддизм» А.П.Синнета и др.), а также работами учеников и последователей Рерихов (А.И.Клизовского, Р.Я.Рудзитиса и др.).
В целом Ж.э. является органическим продолжением восточной традиции оккультизма, классически выраженной в теософских трудах Блаватской. «Тайная Доктрина» имеет примерно такое же отношение к книгам Ж.э., как Ветхий Завет к Новому Завету. Вместе с тем Ж.э. не отвергает ни одного религиозно-философского учения, но лишь очищает и синтезирует их, полагая, что все учения идут из единого источника знаний. Воссоздание единой духовной традиции осуществляется в учении Ж.э. прежде всего через критику и отбрасывание медиумизма, психизма и подобных им псевдооккультных и магических видов практики, уводящих человека с пути истинной эволюции и делающих его сотрудником «темных сил». На место медиумического и магического оккультизма, элементы к-рого столь широко были представлены в творчестве Блаватской, учение Ж.э. ставит своего рода этический оккультизм, к-рый исходит из центрального положения этики в духовном синтезе знаний. Магический оккультизм — это физическое чудо; «этический оккультизм» - это нравственное чудо, явление добра. «Первая задача истинного тайноведения - сделать человека добрым» (Надземное, § 581). Т.о., чудо явления добра рассматривается здесь как более высокая тайна, чем чудо природы. «Этический оккультизм» выражается в развитии духовности путем повседневного нравственного подвижничества.
В «Письмах» Е.И.Рерих постоянно акцентирует внимание на том, что в современном мире качественные изменения претерпевает характер посвящения в тайное знание, приобщения к духовному учению. Инициация перестает быть искусственно-церемониальным, сугубо эзотерическим мистериальным действом. Храмом испытания духа становится сама жизнь. Критерием посвящения становится при этом подвиг внесения учения Ж.э. в жизнь каждого дня, работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и готовность применить свои силы там, где явится возможность. Необходимость внесения учения в жизнь продиктована приближающимся переходом от эпохи интеллекта к эпохе интуиции, что влечет за собой «Великое Огненное Очищение», «огненную трансмутацию духа».
В этой ситуации задача Ж.э. состоит в очищении и расширении сознания и развитии сердца. Своеобразным категорическим императивом Ж.э. можно считать слова: «Живите сердцем, развивайте терпимость и великодушие, и новое сознание укрепится в вас» (Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 169). Учение Ж.э. имеет ряд особенностей, не вписывающихся в рамки классической (религиозной и гуманистической) моральной традиции и ставших в силу этого предметом различных критических оценок. Прежде всего это постоянный упор на борьбу с «темными силами», призыв к борьбе со злом вместо требования преодоления страстей и животных импульсов низшего Я и вместо главной заповеди христианской этики - любви к Богу и ближнему. Отсюда - воинствующий дух учения Ж.э., предписывающий «суровость ради справедливости и милосердия» и идеализирующий образ «духовного воина», «воителя во благо». Воинствующий дух учения непосредственно связан с еще одним своеобразным морально-практическим требованием: строгим подчинением приказам духовной Иерархии, сознательным культивированием преданности, предполагающей отсутствие сомнений и слепое доверие к членам Иерархии. Учение Ж.э. подвергается критике гл.о. за положение об относительности и взаимообусловленности добра и зла, ведущее к признанию необходимости зла для «космического равновесия» и «гармонии божественного и демонического». Этика приносится здесь в жертву метафизике. Положение о том, что «проявленный мир держится в равновесии противодействующими силами», ведет в конечном счете к онтологической равноценности и относительности добра и зла. По словам Е.И.Рерих, даже такие, казалось бы, неоспоримые заповеди, как «не убий» или «возлюби ближнего, как самого себя» не могут считаться абсолютно допустимыми и применимыми. На место этического абсолютизма Ж.э. ставит гносеологический принцип: «развитие и накопление чувствознания, которое одно лишь может применить нравственное понятие соизмеримо и целесообразно каждой жизненной ступени» (Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 376).
В этом можно видеть главный парадокс учения Ж.э.: признание центрального места этики в духовной эволюции человека и отрицание абсолютных начал этики, задающих цель и определяющих смысл самой эволюции. Л и т.: Письма Елены Рерих, 1929-1938:
В 2 т. Минск.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992; Рерих Е.И. Письма в Америку, 1929-1955:
В 3 т. М.: Сфера, 1997; Рерих Е.И., Рерих U.K., Асеев A.M. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. М.: Сфера, 1996; Каптен Ю.Л. Тайны Агни-Йоги, или Анатомия фальсификаций. СПб.: Изд. Общества духовной и психической культуры, 1996; Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии):
В 2 т. М.: Моск. подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Отчий дом, 1997. В.Н.Назаров
В целом Ж.э. является органическим продолжением восточной традиции оккультизма, классически выраженной в теософских трудах Блаватской. «Тайная Доктрина» имеет примерно такое же отношение к книгам Ж.э., как Ветхий Завет к Новому Завету. Вместе с тем Ж.э. не отвергает ни одного религиозно-философского учения, но лишь очищает и синтезирует их, полагая, что все учения идут из единого источника знаний. Воссоздание единой духовной традиции осуществляется в учении Ж.э. прежде всего через критику и отбрасывание медиумизма, психизма и подобных им псевдооккультных и магических видов практики, уводящих человека с пути истинной эволюции и делающих его сотрудником «темных сил». На место медиумического и магического оккультизма, элементы к-рого столь широко были представлены в творчестве Блаватской, учение Ж.э. ставит своего рода этический оккультизм, к-рый исходит из центрального положения этики в духовном синтезе знаний. Магический оккультизм — это физическое чудо; «этический оккультизм» - это нравственное чудо, явление добра. «Первая задача истинного тайноведения - сделать человека добрым» (Надземное, § 581). Т.о., чудо явления добра рассматривается здесь как более высокая тайна, чем чудо природы. «Этический оккультизм» выражается в развитии духовности путем повседневного нравственного подвижничества.
В «Письмах» Е.И.Рерих постоянно акцентирует внимание на том, что в современном мире качественные изменения претерпевает характер посвящения в тайное знание, приобщения к духовному учению. Инициация перестает быть искусственно-церемониальным, сугубо эзотерическим мистериальным действом. Храмом испытания духа становится сама жизнь. Критерием посвящения становится при этом подвиг внесения учения Ж.э. в жизнь каждого дня, работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и готовность применить свои силы там, где явится возможность. Необходимость внесения учения в жизнь продиктована приближающимся переходом от эпохи интеллекта к эпохе интуиции, что влечет за собой «Великое Огненное Очищение», «огненную трансмутацию духа».
В этой ситуации задача Ж.э. состоит в очищении и расширении сознания и развитии сердца. Своеобразным категорическим императивом Ж.э. можно считать слова: «Живите сердцем, развивайте терпимость и великодушие, и новое сознание укрепится в вас» (Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 169). Учение Ж.э. имеет ряд особенностей, не вписывающихся в рамки классической (религиозной и гуманистической) моральной традиции и ставших в силу этого предметом различных критических оценок. Прежде всего это постоянный упор на борьбу с «темными силами», призыв к борьбе со злом вместо требования преодоления страстей и животных импульсов низшего Я и вместо главной заповеди христианской этики - любви к Богу и ближнему. Отсюда - воинствующий дух учения Ж.э., предписывающий «суровость ради справедливости и милосердия» и идеализирующий образ «духовного воина», «воителя во благо». Воинствующий дух учения непосредственно связан с еще одним своеобразным морально-практическим требованием: строгим подчинением приказам духовной Иерархии, сознательным культивированием преданности, предполагающей отсутствие сомнений и слепое доверие к членам Иерархии. Учение Ж.э. подвергается критике гл.о. за положение об относительности и взаимообусловленности добра и зла, ведущее к признанию необходимости зла для «космического равновесия» и «гармонии божественного и демонического». Этика приносится здесь в жертву метафизике. Положение о том, что «проявленный мир держится в равновесии противодействующими силами», ведет в конечном счете к онтологической равноценности и относительности добра и зла. По словам Е.И.Рерих, даже такие, казалось бы, неоспоримые заповеди, как «не убий» или «возлюби ближнего, как самого себя» не могут считаться абсолютно допустимыми и применимыми. На место этического абсолютизма Ж.э. ставит гносеологический принцип: «развитие и накопление чувствознания, которое одно лишь может применить нравственное понятие соизмеримо и целесообразно каждой жизненной ступени» (Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 376).
В этом можно видеть главный парадокс учения Ж.э.: признание центрального места этики в духовной эволюции человека и отрицание абсолютных начал этики, задающих цель и определяющих смысл самой эволюции. Л и т.: Письма Елены Рерих, 1929-1938:
В 2 т. Минск.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992; Рерих Е.И. Письма в Америку, 1929-1955:
В 3 т. М.: Сфера, 1997; Рерих Е.И., Рерих U.K., Асеев A.M. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. М.: Сфера, 1996; Каптен Ю.Л. Тайны Агни-Йоги, или Анатомия фальсификаций. СПб.: Изд. Общества духовной и психической культуры, 1996; Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии):
В 2 т. М.: Моск. подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Отчий дом, 1997. В.Н.Назаров
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
ЖИВАЯ ЭТИКА (Агни Йога)
учение, основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно-нравственные ценности вост. и зап. культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека. "Ж. э." создана Е. И. Рерих в процессе сотворчества с Махатмами (великими индийскими философами) и обнародована в виде 14 книг (1924-1937). Согласно "Ж. э." космос, содержащий непроявленный и проявленный миры, беспределен в пространстве и вечен во времени. Он подобен дыханию непознаваемого божества, выдох к-рого порождает проявленный мир, а вдох означает его исчезновение. В бесконечной смене дня и ночи, бытия и небытия обнаруживается великий космический ритм как один из осн. космических законов. Подобно беспредельности космоса беспредельны возможности и достижения духовного совершенствования, а также содержание таких понятий, как познание, вера, добро, красота, любовь и др. Что касается отрицательных порождений человека (эгоизм, невежество, самость и т. п.), то они не переходят в беспредельность, а составляют лишь атрибуты физического мира я в процессе космической эволюции должны быть уничтожены. Субстанциальной основой всего сущего выступает Духо-Материя, имеющая семь осн. форм своего проявления, начиная с мира Божественного и кончая миром плотным, физическим. Слияние Духа (отца) и Материи (матери) дает Жизнь, а их различные сочетания воплощаются в ее многообразных формах. Этим формам соответствуют и структурные начала человека, носящие субстратно-энергетический характер. К ним относятся: физическое, эфирное, астральное, ментальное тело, существующие в течение одного физического воплощения человека и образующие его личность (смертную природу), огненное тело, интуиция, Дух-Атман как высшее "я" человека, составляющие его бессмертную компоненту. Сознание, все психические проявления человека имеют субстанциальную основу, в качестве к-рой выступает огненная, или психическая, энергия, являющаяся атрибутом Духо-Материи и носящая универсальный характер. От нее зависит эволюция космоса, непрерывное, вечное, беспредельное совершенствование космической жизни, цель к-рого в том, чтобы одухотворять материю, перерабатывать ее низшие состояния в высшие. Человек является активным субъектом эволюции через совершенствование своей материальной и духовной природы, отношений между людьми и отношений с природой. Осн. средством такого совершенствования выступает психическая энергия. Наиболее эффективно воздействие на человека и окружающее его пространство энергии мысли. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным, что определяется нравственными мотивами деятельности и степенью их соответствия идее общего блага. Поэтому "Ж. э." советует насыщать пространство высокодуховными проявлениями, ведущими к радости, и избегать отрицательных эмоций. Необходимым условием самосовершенствования человека является признание закона иерархии, в соответствии с к-рым он добровольно вверяет сердце и разум духовно более совершенной сущности - Учителю, с тем чтобы ощущать его энергетическую поддержку. А для этого он должен иметь чистое, открытое сердце и светлое сознание. Духовное самосовершенствование человека и всего человечества возможно тогда, когда мысли, желания и действия людей соответствуют космическим законам, что помогает им трансформировать положительную энергию. Человек, живущий в отрыве от законов космоса, трансформирует отрицательную энергию, оказывается в плену у невежества, эгоизма и тьмы, духовно деградирует. Поскольку мысли, желания и действия человека сказываются на нем самом, тем самым он предопределяет и осн. вехи своей будущей жизни, т. е. создает свою карму, как в духовно-нравственном, так и в энергетическом плане. Человек способен активно участвовать в космическом творчестве и благодаря закону перевоплощения. Это значит, что после смерти и сбрасывания своей биологической оболочки он переходит в тонкий мир к новой стадии эволюции, воплощаясь затем в новое физическое тело. В силу вечности своей духовной сущности человек проходит в физическом мире бесконечный ряд последовательных жизней, чередующихся с периодами эволюции его духовной сущности в тонком, параллельном мире. В результате он приобретает все более полный жизненный опыт, претворяющийся в его способности и характер. Истинный смысл смерти с т. зр. "Ж. э." заключается в переходе человека к новому этапу его бесконечной жизни. Смыслом жизни, каждого ее мгновения становится достижение человеком как можно более совершенных (т. е. в наибольшей мере соответствующих законам космоса) мыслей, желаний и поступков. Прогрессивная или регрессивная направленность жизни человека зависят от свободного выбора самого человека, реализуя к-рый он предопределяет свою будущую жизнь в соответствии с кармой. Главную роль здесь играют мысли (наряду с желаниями, действиями), материализуясь в пространстве, они влекут за собой определенную цепь жизненных событий. Человек совершает высоконравственный выбор и делает правильные выводы о своей жизни, опираясь на чувствознание - сердечную интуицию, при помощи к-рой он раскрывает проявления своей природы и законов космоса. Агни Йога генетически связана с вост. философией, развивающей учение о чакрах - энергетических центрах человека. Сердце как один из таких энергетических центров представляет собой и орган чувствования, однако лишь тогда, когда оно открыто истине, свету и красоте. Конечной целью самосовершенствования человека является духовное освобождение, выход из круга перерождений и превращение в богочеловека. Задача человечества в процессе эволюции состоит в синтезировании всего лучшего, что есть в мироздании, реализации результатов этого синтеза в границах физического мира. Между тем низкий уровень сознания большинства людей и условия их социального и природного бытия не соответствуют космическим законам и целям эволюции. Предопределив себе в ходе истории отрицательную карму, человечество оказалось в глубочайшем кризисе, что может привести к глобальным катаклизмам и разрушению планеты. У человека есть один выход из этого кризиса: духовное самосовершенствование, расширение сознания, развитие чувствознания, созидание культуры и как итог - гармонизация взаимоотношений с космосом. Для этого ему не нужно отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Предназначение "Ж. э." состоит в том, чтобы помогать человеку в этом, с тем чтобы его земная жизнь стала одним из этапов космической эволюции его вечного духа.
Источник: Русская философия: словарь