(р. 10.12.1938) — спец. по филос. медицины; к. филос. н., доц. Р. в Москве. Окончил лечебный ф-т 2-го Моск. мед. ин-та (1962). С 1963 работал на кафедре филос. Академии мед. наук СССР (ныне — РАМН), с 1974 по наст. вр. — доц. кафедры филос. и политологии Моск. мед. академии (ранее — 1-й Моск. мед. ин-т). С 1993 по 2000 работал по совместительству в Ин-те человека РАН ст. н. с; один из составителей филос.-энциклопедического словаря «Человек» (М., 2000). Канд. дисс. — «Внутренне и внешнее в биологии и медицине» (1967). Основная сфера иссл. — соц.-биол. проблема в контексте обоснования самостоятельности медицины как исторически и логически первой науки о человеке. Гл. идеи, выдвигаемые в публикациях 1972-2005, связаны с намерением преодолеть популярную парадигму биосоциальности человека, предопределяющую отождествление человека с «биосубстратом» и рассеивание его социальности в аморфной совокупности факторов внеш. среды (от экономич. до соц.-психологич). Согласно развиваемой Ж. концепции, феномен жизни не укладывается в понятие «биологическое», ибо проявляется в дои постбиологической ипостасях. Жизнь возникает в форме предбиологических систем (пробионтов), обладающих физиологическим свойством самосохранения (аутостабилизации). Становление биосистем уже предполагает существование живого, ибо биол. закономерности суть закономерности взаимодействия живого с живым, т. е. закономерности воспроизведения и эволюции биоценоза (как системы «симфизиологичных» видов). На путях эволюционного усложнения и совершенствования видоспецифических закономерностей самосохранения организма нарастает тенденция «самоисчерпания» биол. закономерностей и возможность их «снятия» в процессе становления постбиологической физиологии. Эта тенденция реализуется в антропосоциогенезе и завершается фор мированием антропофизиологии, являющейся воплощением соц. природы живых человеческих индивидов. В период антропосоциогенеза возникает и разрешается соц.-биол. противоречие, преобразуясь в соц.-физиологическое противоречие. Опосредованная уже по своему возникновению трудом жизнедеятельность человека воспроизводится, совершенствуется и, к сожалению, уродуется только на соц. основании, — в исторически развивающихся закономерностях совместно-разделенной деятельности людей.
Соч.: К вопросу о предмете и методе медицины // Вестник АМН СССР. 1972. № 3; Проблема теории в медицине // Там же. 1976. № 4; Проблема предмета медицины. М., 1978; Социально-биологическая проблема и значение понятия «физиологическое» для ее решения // Биология и медицина: философские и социальные аспекты взаимодействия. М., 1985; Социальная сущность человека и проблема теоретического синтеза в медицине // Здравоохранение. 1985. № 2; Основное противоречие жизнедеятельности человека как основание теории медицины // Философские вопросы биологии и медицины. М., 1986; Понятие «физиологическое» в контексте всеобщей теории развития // Совещание по философским проблемам современной медицины. М., 1998; Здоровье — атрибут антропности // Философия здоровья. М., 2001; Здоровье как антропологическая проблема // Человек. 2002. № 6; Философия или симуляция мышления с помощью слов // Известия Российской академии образования. 2004. № 3-4; Гегелевская теорема индивидуальности // Вестник РФО. 2006. № 2.
ЖИРНОВ Валентин Данилович
ЖИРНОВ Валентин Данилович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009