(1884, Париж – 1978, Краван) – религиозный философ, видный представитель неотомизма, специалист по истории средневековой философии. Выпускник отделения словесности Сорбонны. Профессор Коллеж де Франс, университетов Лилля, Страсбурга, Парижа, Гарвардского университета. Читал лекции в США, Англии, Канаде. Один из создателей Института средневековых исследований в Торонто, основатель и издатель (с 1921) жур нала «Etudes de la philosophie médiévale». Член Французской академии (1946). Главной задачей своего творчества считал возрождение влияния Фомы Аквинского, утверждавшего необходимость гармонии разума и веры, единства философии и богословия, а также идей классиков средневековой теологии и философии Бонавентуры и Дунса Скота. У Бонавентуры Ж. привлекает метафизика, тесно связанная с христианской мистикой, и стремление к синтезу томистской и августинианской традиций; у Скота – тезис о существовании бесконечного бытия. Признавая различие позиций этих мыслителей, Ж. высказывается в пользу плюрализма философских идей и взглядов, который, как он полагал, делает очевидной необходимость предоставления философии свободы исследования при условии признания преимуществ веры и откровения перед разумом. В этой связи важным для Ж. предметом исследования является различие между христианским Богом и богом в его философской трактовке. Здесь в поле зрения мыслителя попадают такие философы, как Р. Декарт и И. Кант; анализ их учений позволяет Ж. сделать вывод о том, что естественная теология должна опираться не на позитивную науку и рационалистическое мышление, а на религиозно-экзистенциальную метафизику, на опыт отдельной личности, связанный с откровением Бога. Христианская мысль, согласно Ж., по самой своей сути является экзистенциальной. В гносеологии Ж. – сторонник «умеренного реализма», признающий роль в познании чувств и разума, которые, однако, постигают лишь внешнюю сторону изучаемых предметов, в то время как сущность мироздания раскрывается только в откровении. Движущей силой истории и общественной жизни Ж. считал свободную волю человека, которая в конечном счете представляет собой «независимую зависимость», поскольку исходит от Бога. В эстетическом учении стремился соединить элементы учения о прекрасном Фомы Аквинского с принципами эстетики Нового времени, а также с идеями Бергсона. Ж. утверждал, что художник использует природу как стимул к творчеству, но не как модель для подражания; положительно оценивал художественные эксперименты кубизма и футуризма, направленные на то, чтобы лишить искусство «привкуса фотографичности»; высшей формой искусства считал музыку, поскольку она менее всего связана с реальным миром, а ее произведения от начала и до конца являются эстетическими.
Соч.: Философ и теология. M., 1995; Избранное. М.; СПб., 2000. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского; Избранное: Христианская философия. М., 2004; Живопись и реальность. M., 2004; Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004; Данте и философия. М., 2010; Дух средневековой философии. М., 2011; Le tomisme. P., 1948; Christianisme et Philosophie. P., 1949; Linguistique et philosophie. P., 1969; Etudes mé- diévales. P., 1983. Лит.: Аверинцев, С.С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон, Э. Избранное. Т. 1: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб. 1999; Долгов, К.М. Жак Маритен, Этьен Жильсон. Антиномии эстетики неотомизма // Долгов, K.M. От Киркегора до Камю. М., 1991; Статьи об Э. Жильсоне // Жильсон, Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004; Etienne Gilson et nous. La philosophie et son histoire. P., 1980; Shook, L.K. Etienne Gilson. Toronto, 1984. И.С. Вдовина