ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ
прозвище, к-рое дала правосл. церковь последователям новг.-моск. ереси. В сов. историч. науке не употребляется.

Источник: Атеистический словарь

"ЖИДОВСТВУЮЩИЕ"
религ.-реформац. движение в России 2-й пол. 15 – нач. 16 вв. Ересь "Ж." была общерусским реформац. движением, представлявшим широкие социальные круги: торгово-ремесленные круги Новгорода, Пскова, Москвы, Твери, мелкопоместные элементы, слои низшего и рядового духовенства. Выступления против монашества, поддержка "Ж." объединит. политики моск. великого князя сделали возможным сотрудничество Ивана III с лидерами движения – Алексеем, Денисом и др. Это сотрудничество носило условный характер и ослабевало по мере выявления антифеод. сущности реформац. движения. По приговору собора 1504 руководители движения "Ж." были казнены, многие его участники заточены в тюрьмы и монастыри. В центре идеологич. борьбы "Ж." находились облеченные в религ. форму вопросы обществ. устройства. Аргументы в пользу своих интересов реформаторы черпали из Ветхого завета. Согласно "Ж.", социальное законодательство для людей Ветхого завета было религ. законом. Они заключали "договор" с богом как полноправная сторона, а их пророки бичевали социальную несправедливость. Обращение реформаторов к Ветхому завету послужило поводом для обвинения их в "жидовстве". Оппозиционные феод. православию идеи "Ж." выразились в "атитринитаризме (см. Антитринитарии), иконоборчестве, отрицании института монашества, в непочитании святых, несоблюдении постов, в критике учения о воскресении мертвых. Руководители движения обращались к философии, истории, грамматике, астрономии. Они утверждали за человеком широко понимаемое право нравств. свободы ("самовластие души"), придерживались идеи равенства народов и вер, отвергали ср.-век. аскетизм и признавали естественным удовлетворение духовных и телесных потребностей человека. Ересь "Ж." явилась рус. антифеод. реформац.-гуманистич. движением, складывавшимся на почве развития городской жизни, успехов торговли, ремесла, роста материальной и духовной культуры. В 15 в. критика православия была углублена и развита в учении идеолога социальных низов Феодосия Косого. Лит.: Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века, М.–Л., 1955; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье. Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века, М.–Л., 1960. А. Клибанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ
новгородско-московская ересь антитринитариев) — религаюзно-реформационное движение, распространившееся в кон. 15 — нач. 16 в. в Новгороде и Москве. История ереси и воззрения вольнодумцев известны из «Просветителя» Иосифа Волоцкого, Соборных приговоров, переписки иерархов Церкви и литературы, вышедшей из-под пера еретиков. Источники связывают зарождение ереси с выходцем из Литвы «жидовином Схарией». Первоначально (с 70-х гг.) ересь распространялась в Новгороде, где последователями Схарии стали протопоп Алексей и Григорий Тучин, а также поп Денис, дьяк Гридя, некто Гавриил, чернец Захар, осужденные в 1490. В 80-х гг. новгородские еретики Денис и Алексей нашли покровительство у Ивана III и его снохи Елены Стефановны и стали служить в кремлевских храмах. С их появлением в столице связывают деятельность московского еретического кружка, куда входили писец Иван Черный, купец Игнат Зубов, дьяки Истома и Сверчок. Главными фигурами среди жидовствующих были Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Руковов, приговоренные к казни решением Собора 1504 г. Казнь еретиков послужила отправным моментом полемики между иосифлянами и нестяжателями. В 16 в. последователями хидовствующих выступили антитринитарии, наиболее яркими представителями которых были Феодосии Косой и Матвей Башкин. Жидовствующие отличались склонностью к математическим, географическим, медицинским, астрономическим и филологическим штудиям, выступали с критикой Евангелия и святоотеческой литературы. Особое пристрастие они питали к пророческой, естественно-научной и мистической литературе (в переведенной с еврейского астрологической книге «Шестокрыл» обширные математические и астрономические сведения переплетены с магией). Жидовствующие отрицали христианскую эсхатологию, не признавали грядущего воскресения и воздаяния. В духе геоцентрического учения Аристотеля— Птолемея представляли Вселенную в виде девяти концентрических небесных сфер, окружающих землю (в «Космографии» приводятся чертежи и точные математические расчеты движения светил). Иудейские истоки имеет логический трактат — «Логика Авиасафа», восходящий к «Стремлению философов» ал-Газали (1059—1111) и пособию по логике Моисея Маймонида. Мудрость отождествляется с обладанием математическими, геометрическими и логическими знаниями.
Федор Курицын в «Лаодикийском послании», где в сконцентрированном виде сформулировано кредо жидовствующих, основное положение христианства о спасительном предназначении Христа подменяет тезисом о спасительной для судеб человечества миссии просвещения. Религиозно-философское мировоззрение «жидовски мудрствующих» можно определить как схоластический аристотелизм, сочетающийся с элементами неоплатонической мистики и ветхозаветным монотеизмом.
Ист.: О ереси жидовствующих. М., 1902; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси 14—16 вв. СПб., 1903; Источники по истории новгородско-московской ереси кон. 15 — нач. 16 в.— В кн.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 — нач. 16 в. М.—Л., 1955.
Лит.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви, т. 2, ч. 1. М., 1900; КлибановА. И. Реформационные движения в России в 14 — 1-й пол. 16 в. М., 1960; Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовския мудрствующих».— «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 27. Л., 1972; Мшьков В. В. Религиозно-философские проблемы в еретичестве кон. 15 — нач. 16 в кн.: Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985.
В. В. Мшьков

Источник: Новая философская энциклопедия

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (Новгородско-московская ересь антитринитариев)
резко антиправославное умонастроение, распространявшееся в кон. XV - нач. XVI в. в Москве и Новгороде среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах, а также среди нек-рых представителей духовенства и в посадских кругах. Представления о взглядах, Ж. дают памятники обличительной литературы, важнейшие из к-рых "Просветитель" Иосифа Волоцкого и антиеретические послания новгородского епископа Геннадия. Сохранились благодаря тайнописи и иносказаниям нек-рые оригинальные еретические соч., а также соч., переписывавшиеся писцами-еретиками (комментирующие пометы Ивашки Черного на полях "Елинского летописца", тенденциозное редактирование "Мерила Праведного" Иваном-Волком Курицыным). Из рукописей, напр., исчезали упоминания о троичности Божества, устанавливался запрет на изображение Христа. Особое пристрастие еретики питали к ветхозаветной и пророческой литературе. Был переведен с еврейского "Шестокрыл" - астрологическая, еретическая книга, автором к-рой считается Иммануил бен Иаков (XIV в.) и в к-рой обширные математические и астрономические знания переплетались с магией. В основе ее лежал принцип вечного календаря, с помощью к-рого еретики высмеивали деятелей церкви, ожидавших светопреставления в 1492 г., когда истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира. Отрицая идею конца мира, Ж. не признавали грядущего воскресения и воздаяния, т. е. христианской эсхатологии. Подобные умонастроения предполагают понятие о незамкнутости вечно длящегося времени. Пристрастие к астрономии и гаданиям отразили такой тип мировосприятия, к-рому не чужды были элементы фатализма и пантеизма. Еретики указывали на присутствие Божества в мире через эманацию (истечение), сливая божественную сущность с материальным началом. Они исходили из того, что единое начало, непостижимая божественная бесконечность, являясь субстанциальной основой бытия, проникает собой весь мир. Аналогичные принципы формулировал еврейский философ М. Маймонид (1135-1204). Можно указать на др. иудейские источники, использовавшиеся древне-рус, еретиками. В русле еретических идей переводной литературы решает проблему соотношения веры-пророчества-мудрости Федор Курицын в своем "Лаодикийском послании", где сформулировано кредо Ж. Основой веры здесь объявляются пророческие наставления, смысл к-рых постигает мудрый, а мудрость, в свою очередь, дается чудесным образом тому, кто следует заповедям пророков. При этом святоотеческое предание, являющееся основой господствующей православной религиозности, рассматривается как преграда для даруемой пророческим откровением свободы. По убеждению Федора Курицына мудрость имеет божественное происхождение. Встречное устремление человека к божественному возлагается на грамоту, к-рая послана в мир ради спасения. Эти идеи развиваются в примыкающем к "Лаодикийскому посланию" "Написании о грамоте", где положение о спасительном предназначении Христа подменяется тезисом о спасительной для судеб человечества миссии грамоты. В такой мировоззренческой установке улавливаются отголоски позднеантичной философии, отождествлявшей Бога со словом (Логосом), созидающим мир. Овладевший грамотой как бы уподобляется Творцу, становится властелином мироздания. Учение Курицына о мудрости, грамоте и самовластии ума, равно как и его арабо-еврейские аналогии, является больше религиозным мистическим порывом, чем рационализацией знаний. У исследователей нет единого мнения в оценке Ж. Одни в идеологии антицерковного учения склонны видеть исключительно библейско-монотеистическую религиозность, др. усматривают в ереси христианско-рационалистическое начало. Противоречия усугубляются спорами об отношении Ж. к иудаизму. Большинство авторов, изучавших эту проблему, не подвергают сомнению наличие еврейских элементов в ереси, но не считают их достаточными для обвинения в иудаизме. Даже древнерус. обличители не отождествляли ересь исключительно с иудаизмом, хотя и указывали на отдельные параллели с иудейской догматикой и обрядностью (почитание субботы, обрезание, пользование еврейским календарем). Ересь Ж. не была однородной. Под этим названием обличители объединили сразу несколько различных антицерковных направлений, указывалось, напр., на различия между новгородскими и московскими еретиками, а также на то, что в древнерус. ереси иудейство смешано с иными еретическими заблуждениями. Тем не менее главным признаком Ж. было последовательное утверждение единобожия в ветхозаветном его понимании и отрицание Троицы (антитринитаризм). Еретики подверглись жесткому преследованию со стороны официальной церкви. На Соборе 1490 г. были осуждены поп Денис, дьяк Гридя, чернец Захар и др. По решению Собора 1504 г. к казни приговорены Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Рукавов, еще ряд лиц. Такие известные по обличительной литературе лидеры, как дьяк Федор Курицын, книгописец Ивашко Черный, купцы Зубов, Семен Кленов и др., либо умерли до начала расправ, либо отошли от деятельности и скрылись. Расправившись с антицерковным движением, церковь утвердила монопольное право на руководство духовной жизнью об-ва.

Источник: Русская философия: словарь