Жертвенник
ЖЕРТВЕННИК
предложение - четырехугольный стол, стоящий у стены слева от престола в сев.вост. части алтаря правосл. храма, на к-ром совершается проскомидия, первая часть литургии. Ж. закрывается покрывалом, на нем стоят свящ. сосуды, и сам он считается местом священным.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Жертвенник
Стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия (см.); имеет четырехугольную форму, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле, одежды. Помещается он в алтаре всегда на левой стороне, а иногда в особо отделенной части алтаря (с левой же стороны), называемой диаконником. На нем хранятся священные сосуды до их употребления на литургии.
Источник: Православный церковный словарь.
ЖЕРТВЕННИК
Стол, на котором приготовляются хлеб и вино для Божественной литургии. Он находится в алтарной части церкви, слева (с северной стороны) от Престола. На жертвеннике стоят потир – чаша для вина, и дискос – небольшое, обычно металлическое круглое блюдо на высокой ножке для хлеба. На нем также лежат копие – особый нож для разрезания евхаристического хлеба, лжица – ложка для Св. Причастия, особые покровцы для потира и дискоса, особая металлическая звездица, которая поддерживает покровец над дискосом, губки и платы для вытирания потира. Жертвенник обычно украшается так же, как и Престол, над ним помещается икона Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду.
Источник: Православие. Основные понятия.
Жертвенник (Алтарь)
(Altar). В R3 место для ритуального забоя скота или жертвоприношения обычно носит названиеmizbeah, к-рое в пер. ЬХХчаще всего переводится греч. словомbomos ("возвышенное место"). В НЗbomos встречается только однажды (Деян 17:23); наиболее же употребительно здесь слово thysiasterion ("место жертвоприношения", "жертвенник").
Жертвенник в ВЗ. Материалы и формы. В ВЗ описаны два основных типа жертвенников. При возведении жертвенников первого типа не предъявлялось к. л. требований к их формам; они сооружались из земли и камней. В нескольких местах ВЗ говорится, что жертвенник имел такуюто форму; из контекста других повествований можно заключить, что жертвенник имел иную форму. Подобные жертвенники обычно не предназначались для того, чтобы их использовали священники.
Жертвенники второго типа должны были иметь определенную форму; при их сооружении использовали дерево и медь либо дерево и золото. В частности, два жертвенника, установленные в скинии и предназначавшиеся для того, чтобы священники (а потом и их потомки храмовые священники) совершали богослужение, строились опытными маетерами, в соответствии со строгими предписаниями.
Назначение и использование. Жертвенники могли использоваться и законным образом, и в нарушение запретов. Запреты касались отправления языческих культов, существовавших у соседей Израиля (Исх 20:2526; 34:1316; Втор 7:511; Суд 6:2532): богослужение израильтян не должно было иметь ничего общего с язычеством; израильтяне обязаны были оставаться верными единому истинному Богу, Который открыл себя им и их отцам. К сожалению, Израиль слишком легко пренебрегал запретами, то и дело обращаясь к языческим богам, богослужениям и жертвенникам (Чис 25:25; Суд 6:2530; 3 Цар 12:32; 16:32; 22:43; 4 Цар 16:4,1016; Ос 8:11; 11:2; Ам 3:14). Илия сокрушался, что Израиль разрушил жертвенники Бога и убил Его пророков (3 Цар 19:10); позже Ииуй и Иосия разрушили жертвенники Ваала (4 Цар 10:1828; 2 Пар 34:17).
Не менее очевидно, что закон предписывал и использование жертвенников. По сути дела, правила синайского законодательства, касающиеся жертвенников, призваны определить, в чем состоит истинное их назначение, и не допустить никаких запрещенных действий. Речь идет прежде всего о жертвеннике воскурения, символизирующем вознесение молитвы (Исх 39:38; 40:5; см. Откр 8:35), или о заместительном искуплении, подобном тому, когда вместо Исаака на горе Мориа в жертву принесен был агнец (Быт 22:13). Ножертвенники и жертвоприношения могли служить и другим целям. Первый жертвенник, о к-ром упоминается в Писании, это тот, что построил Ной (Быт 8:20); из контекста ясно, что Ной, принеся жертвы, выразил свою благодарность за спасение от потопа.
Авраам возвел жертвенники в Сихеме, Вефиле, Гае и Хевроне (Быт 12:78; 13:18). Они предназначались для богослужения и свидетельствовали об исполнении обещаний Бога, Который даровал землю Аврааму и его потомкам (см. Быт 26:2325). Моисей соорудил жертвенникпамятник (Исх 17:1416); позже, когда Израиль подтвердил завет с Богом, Моисей возвел жертвенник у подножия горы Синай и принес на нем жертву, вероятно, чтобы подтвердить завет (Исх 24:48).
Нежреческие и жреческие жертвенники. Из вышеприведенных примеров ясно, что жертвенники могли сооружаться и использоваться не только для богослужений, совершаемых священниками в скинии завета. До Синайского откровения священства еще не было; тем не менее патриархи возводили жертвенники и совершали богослужения. Бог велел Моисею объяснить народу, как возводить и использовать подобные жертвенники "для мирян" (Исх 20:2426). Возводили их и позже, что следует из Нав 8:3035; Суд 6:24; 21:4; 1 Цар 7:17; 14:35; 2Цар24:25.
Но на горе Синай Бог открыл Моисею и то, какими должны быть два жертвенника, предназначенные для богослужения в скинии завета. Медный жертвенник (жертвенник всесожжений) имел в длину и ширину приблизительно 2,5 кв.м, в высоту 7,5 кв.м и был изготовлен из акации, покрытой медью. По четырем углам жертвенника возвышались медные рога. Жертвенник сооружался таким образом, чтобы его легко можно было переносить; устанавливался он во дворе скинии, перед входом в шатер. На жертвеннике всесожжений приносились в жертву животные, а также совершались хлебные жертвы (Исх 27:18; 31:25,9; 38:17; 40:6,29); считалось, что жертвоприношением человек искупает свой грех, перед тем как войти в место присутствия Божьего.
Жертвенник воскурения (золотой жертвенник), крый тоже легко было переносить, имел 0,5 м в длину и ширину и 1 м в высоту; по углам его возвышались четыре золотых рога. Располагался жертвенник воскурения, по всей видимости, непосредственно перед занавесом, отделявшим святилище от святая святых (Исх 40:26; см., однако, Евр 9:4). На золотом жертвеннике первосвященник утром и вечером возжигал курения и раз в год окроплял рога кровью искупительной жертвы (Исх 30:110; 40:5,2627). Дым от воскурений поднимался вверх и наполнял скинию, придавая торжественность молитвам, крые возносил священник (см. Откр 8:3).
Что произошло с обоими жертвенниками скинии, неизвестно. Когда Соломон построил Храм, туда поместили уже другие жертвенники. Медный жертвенник превосходил прежний размерами (10 м в длину и ширину, 5 м в высоту, 2 Пар 4:1); о золотом жертвеннике почти ничего не известно разве что он был изготовлен из кедра, покрытого золотом (3 Цар 6:2022). Вернувшиеся из плена иудеи, видимо, изготовили новые жертвенники, крые заняли свое место во втором Храме (Езд 3:3; см. 1 Мак 1:21,54; 4:4449). Подобные жертвенники находились и в храме Ирода (Мф 5:2324; 23:1820; Лк 1:11).
Иезекиилю, пророку эпохи плена, открылось видение восстановленного Храма (Иез 40:44). Он сообщает об особенностях формы и размерах жертвенника всесожжения, отличающегося от прежних (43:1317); однако мы не находим никаких упоминаний о жертвеннике воскурения (если только к нему не относятся сведения, приведенные в 41:22). По мнению некрых комментаторов, такое видение должно было убедить вернувшихся изгнанников, что Бог снова присутствует среди них, в восстановленном Иерусалиме и Храме. Согласно другой точке зрения, в видении Иезекииля говорится о Храме будущего Тысячелетнего Царства и о совершавмых в нем жертвоприношениях. Критики этой точки зрения полагают, что возобновление кровавых жертв в будущем невозможно, поскольку крестная жертва Христа, имеющая типологическую общность с кровавыми жертвами (о чем говорится, прежде всего, в Евр), их навсегда отменила. Им отвечают, однако, что такие жертвоприношения могли совершаться в память о древних храмовых жертвоприношениях и в этом смысле практически не будут отличаться от совершаемой сегодня Вечери Господней. Проблема очень непроста; решая ее, необходимо учитывать многие экклезиологические и эсхатологические моменты.
Жертвенник в НЗ. В н. з. текстах речь идет гл. обр. о жертвенниках храма Ирода (см. выше). Однако встречаются и упоминания о жертвеннике воскурения в небесном Храме (Откр 6:9; 8:35; 9:13; 14:18; 16:7). Важно отметить, что в небесном Храме отсутствует жертвенник всесожжения, поскольку окончательное искупление уже произошло. Но молитвы святых, подобно благовониям, курящимся над золотым жертвенником, будут всегда возноситься к небесам, на радость Богу.
Ряд религиозных традиций (в частности, восточное православие, католичество, "высокая" Англиканская церковь, протестантские церкви с высокой литургической традицией) усматривают в жертвеннике, упомянутом в Евр 13:10, престол для совершения евхаристии. Такая интерпретация подразумевающая, что на престоле одно материал ьное вещество претворяется в другое, вряд ли соответствует контексту послания, поскольку противоречит его предшествующим положениям. В Евр 13:10 речь идет скорее о кресте как о жертвеннике, на к-ром Христос принес себя в жертву. Поскольку в тех же религиозных традициях престолу отводится роль жертвенника, той "престолГосподень" в 1 Кор 10:21 (в синод, пер.: "трапезаГосподня ". Прим. пер.) отождествляется ими с христианским престолом.
Жертвенник в истории Церкви. Уже с нач. II в. восприятие Вечери Господней стало приобретать буквальный характер. Вначале хлеб и вино считали, в некоем метафорическом смысле, жертвенным телом и кровью Христа. Эта точка зрения на протяжении веков претерпевала изменения в сторону еще большей буквальности, так что приношение хлеба и вина стало прямо отождествляться с жертвенным приношением тела и крови Христа. Такая жертва уже в ранний период получила название "алтарной жертвы" и окончательно воплотилась в римскокатолической доктрине пресуществления и литургической жертвы. Попутно " престол ",изначально воспринимавшийся как простой семейный стол, к к-ром у подавали хлеб и вино, начал отождествляться с жертвенником, на к-ром , в определенном смысле, приносится в жертву Христос. И по мере того как хлеб и вино все отчетливее обретали значение тела и крови Христовой, сам престол все больше воспринимался в качестве алтаряжертвенника. Христианские жертвенники всегда имели столообразную форму; изготавливали их сначала из дерева, а позднее из металла и камня.
Восприятие престола как жертвенника стало преобладать и в восточном православии, и в римском католичестве. Однако даже протестантские традиции, крые подчеркивают "реальное присутствие" Христа в хлебе и вине, рассматривают престол скорее как жертвенник. Мотив жертвы основной в евхаристии, в общинных молитвах, гимнах, благодарениях и приношении даров. Те традиции, крые воспринимают хлеб и вино в более символическом и/или спиритуалистическом (когда речь идет о духовном присутствии) свете, предпочитают скорее говорить не об алтаре, а о " престоле Господнем ".
В церквях, входящих в круг ривайвелистских протестантских традиций, слово "жертвенник" обрело еще одно значение. В таких религиозных группах, где особо подчеркиваются публичное исповедание Христа и публичное посвящение Христу своей жизни, большинство богослужений завершается "алтарным призывом". Присутствующих приглашают выйти вперед, к алтарю, и предаться Богу, принести себя Ему в жертву. При этом т.н. "алтарь" может представлять из себя обычную загородку, скамью или даже передний ряд стульев. Иногда под "алтарем" подразумеваются и просто слова, не связанные с определенным предметом. В этой традиции алтарь уже не воспринимается как место, где приносится в жертву Христос; не имеет он никакого отношения и к престолу. Это место, где человек предает себя Богу.
S. N. Gundry (пер. Ю. Т.) Библиография: J. Bodensieck, ed.,Encyclopedia of the Lutheran Church; TDOT; H. Wolf, TWOT, 1,23335; ?. H. Klotsche,The History of Christian Doctrine; B. Lohse,A Short History of Christian Doctrine; NCE.
См. также: Дары и жертвоприношения в библейские времена; Вечеря Господня, взгляды на.
Жертвенник в ВЗ. Материалы и формы. В ВЗ описаны два основных типа жертвенников. При возведении жертвенников первого типа не предъявлялось к. л. требований к их формам; они сооружались из земли и камней. В нескольких местах ВЗ говорится, что жертвенник имел такуюто форму; из контекста других повествований можно заключить, что жертвенник имел иную форму. Подобные жертвенники обычно не предназначались для того, чтобы их использовали священники.
Жертвенники второго типа должны были иметь определенную форму; при их сооружении использовали дерево и медь либо дерево и золото. В частности, два жертвенника, установленные в скинии и предназначавшиеся для того, чтобы священники (а потом и их потомки храмовые священники) совершали богослужение, строились опытными маетерами, в соответствии со строгими предписаниями.
Назначение и использование. Жертвенники могли использоваться и законным образом, и в нарушение запретов. Запреты касались отправления языческих культов, существовавших у соседей Израиля (Исх 20:2526; 34:1316; Втор 7:511; Суд 6:2532): богослужение израильтян не должно было иметь ничего общего с язычеством; израильтяне обязаны были оставаться верными единому истинному Богу, Который открыл себя им и их отцам. К сожалению, Израиль слишком легко пренебрегал запретами, то и дело обращаясь к языческим богам, богослужениям и жертвенникам (Чис 25:25; Суд 6:2530; 3 Цар 12:32; 16:32; 22:43; 4 Цар 16:4,1016; Ос 8:11; 11:2; Ам 3:14). Илия сокрушался, что Израиль разрушил жертвенники Бога и убил Его пророков (3 Цар 19:10); позже Ииуй и Иосия разрушили жертвенники Ваала (4 Цар 10:1828; 2 Пар 34:17).
Не менее очевидно, что закон предписывал и использование жертвенников. По сути дела, правила синайского законодательства, касающиеся жертвенников, призваны определить, в чем состоит истинное их назначение, и не допустить никаких запрещенных действий. Речь идет прежде всего о жертвеннике воскурения, символизирующем вознесение молитвы (Исх 39:38; 40:5; см. Откр 8:35), или о заместительном искуплении, подобном тому, когда вместо Исаака на горе Мориа в жертву принесен был агнец (Быт 22:13). Ножертвенники и жертвоприношения могли служить и другим целям. Первый жертвенник, о к-ром упоминается в Писании, это тот, что построил Ной (Быт 8:20); из контекста ясно, что Ной, принеся жертвы, выразил свою благодарность за спасение от потопа.
Авраам возвел жертвенники в Сихеме, Вефиле, Гае и Хевроне (Быт 12:78; 13:18). Они предназначались для богослужения и свидетельствовали об исполнении обещаний Бога, Который даровал землю Аврааму и его потомкам (см. Быт 26:2325). Моисей соорудил жертвенникпамятник (Исх 17:1416); позже, когда Израиль подтвердил завет с Богом, Моисей возвел жертвенник у подножия горы Синай и принес на нем жертву, вероятно, чтобы подтвердить завет (Исх 24:48).
Нежреческие и жреческие жертвенники. Из вышеприведенных примеров ясно, что жертвенники могли сооружаться и использоваться не только для богослужений, совершаемых священниками в скинии завета. До Синайского откровения священства еще не было; тем не менее патриархи возводили жертвенники и совершали богослужения. Бог велел Моисею объяснить народу, как возводить и использовать подобные жертвенники "для мирян" (Исх 20:2426). Возводили их и позже, что следует из Нав 8:3035; Суд 6:24; 21:4; 1 Цар 7:17; 14:35; 2Цар24:25.
Но на горе Синай Бог открыл Моисею и то, какими должны быть два жертвенника, предназначенные для богослужения в скинии завета. Медный жертвенник (жертвенник всесожжений) имел в длину и ширину приблизительно 2,5 кв.м, в высоту 7,5 кв.м и был изготовлен из акации, покрытой медью. По четырем углам жертвенника возвышались медные рога. Жертвенник сооружался таким образом, чтобы его легко можно было переносить; устанавливался он во дворе скинии, перед входом в шатер. На жертвеннике всесожжений приносились в жертву животные, а также совершались хлебные жертвы (Исх 27:18; 31:25,9; 38:17; 40:6,29); считалось, что жертвоприношением человек искупает свой грех, перед тем как войти в место присутствия Божьего.
Жертвенник воскурения (золотой жертвенник), крый тоже легко было переносить, имел 0,5 м в длину и ширину и 1 м в высоту; по углам его возвышались четыре золотых рога. Располагался жертвенник воскурения, по всей видимости, непосредственно перед занавесом, отделявшим святилище от святая святых (Исх 40:26; см., однако, Евр 9:4). На золотом жертвеннике первосвященник утром и вечером возжигал курения и раз в год окроплял рога кровью искупительной жертвы (Исх 30:110; 40:5,2627). Дым от воскурений поднимался вверх и наполнял скинию, придавая торжественность молитвам, крые возносил священник (см. Откр 8:3).
Что произошло с обоими жертвенниками скинии, неизвестно. Когда Соломон построил Храм, туда поместили уже другие жертвенники. Медный жертвенник превосходил прежний размерами (10 м в длину и ширину, 5 м в высоту, 2 Пар 4:1); о золотом жертвеннике почти ничего не известно разве что он был изготовлен из кедра, покрытого золотом (3 Цар 6:2022). Вернувшиеся из плена иудеи, видимо, изготовили новые жертвенники, крые заняли свое место во втором Храме (Езд 3:3; см. 1 Мак 1:21,54; 4:4449). Подобные жертвенники находились и в храме Ирода (Мф 5:2324; 23:1820; Лк 1:11).
Иезекиилю, пророку эпохи плена, открылось видение восстановленного Храма (Иез 40:44). Он сообщает об особенностях формы и размерах жертвенника всесожжения, отличающегося от прежних (43:1317); однако мы не находим никаких упоминаний о жертвеннике воскурения (если только к нему не относятся сведения, приведенные в 41:22). По мнению некрых комментаторов, такое видение должно было убедить вернувшихся изгнанников, что Бог снова присутствует среди них, в восстановленном Иерусалиме и Храме. Согласно другой точке зрения, в видении Иезекииля говорится о Храме будущего Тысячелетнего Царства и о совершавмых в нем жертвоприношениях. Критики этой точки зрения полагают, что возобновление кровавых жертв в будущем невозможно, поскольку крестная жертва Христа, имеющая типологическую общность с кровавыми жертвами (о чем говорится, прежде всего, в Евр), их навсегда отменила. Им отвечают, однако, что такие жертвоприношения могли совершаться в память о древних храмовых жертвоприношениях и в этом смысле практически не будут отличаться от совершаемой сегодня Вечери Господней. Проблема очень непроста; решая ее, необходимо учитывать многие экклезиологические и эсхатологические моменты.
Жертвенник в НЗ. В н. з. текстах речь идет гл. обр. о жертвенниках храма Ирода (см. выше). Однако встречаются и упоминания о жертвеннике воскурения в небесном Храме (Откр 6:9; 8:35; 9:13; 14:18; 16:7). Важно отметить, что в небесном Храме отсутствует жертвенник всесожжения, поскольку окончательное искупление уже произошло. Но молитвы святых, подобно благовониям, курящимся над золотым жертвенником, будут всегда возноситься к небесам, на радость Богу.
Ряд религиозных традиций (в частности, восточное православие, католичество, "высокая" Англиканская церковь, протестантские церкви с высокой литургической традицией) усматривают в жертвеннике, упомянутом в Евр 13:10, престол для совершения евхаристии. Такая интерпретация подразумевающая, что на престоле одно материал ьное вещество претворяется в другое, вряд ли соответствует контексту послания, поскольку противоречит его предшествующим положениям. В Евр 13:10 речь идет скорее о кресте как о жертвеннике, на к-ром Христос принес себя в жертву. Поскольку в тех же религиозных традициях престолу отводится роль жертвенника, той "престолГосподень" в 1 Кор 10:21 (в синод, пер.: "трапезаГосподня ". Прим. пер.) отождествляется ими с христианским престолом.
Жертвенник в истории Церкви. Уже с нач. II в. восприятие Вечери Господней стало приобретать буквальный характер. Вначале хлеб и вино считали, в некоем метафорическом смысле, жертвенным телом и кровью Христа. Эта точка зрения на протяжении веков претерпевала изменения в сторону еще большей буквальности, так что приношение хлеба и вина стало прямо отождествляться с жертвенным приношением тела и крови Христа. Такая жертва уже в ранний период получила название "алтарной жертвы" и окончательно воплотилась в римскокатолической доктрине пресуществления и литургической жертвы. Попутно " престол ",изначально воспринимавшийся как простой семейный стол, к к-ром у подавали хлеб и вино, начал отождествляться с жертвенником, на к-ром , в определенном смысле, приносится в жертву Христос. И по мере того как хлеб и вино все отчетливее обретали значение тела и крови Христовой, сам престол все больше воспринимался в качестве алтаряжертвенника. Христианские жертвенники всегда имели столообразную форму; изготавливали их сначала из дерева, а позднее из металла и камня.
Восприятие престола как жертвенника стало преобладать и в восточном православии, и в римском католичестве. Однако даже протестантские традиции, крые подчеркивают "реальное присутствие" Христа в хлебе и вине, рассматривают престол скорее как жертвенник. Мотив жертвы основной в евхаристии, в общинных молитвах, гимнах, благодарениях и приношении даров. Те традиции, крые воспринимают хлеб и вино в более символическом и/или спиритуалистическом (когда речь идет о духовном присутствии) свете, предпочитают скорее говорить не об алтаре, а о " престоле Господнем ".
В церквях, входящих в круг ривайвелистских протестантских традиций, слово "жертвенник" обрело еще одно значение. В таких религиозных группах, где особо подчеркиваются публичное исповедание Христа и публичное посвящение Христу своей жизни, большинство богослужений завершается "алтарным призывом". Присутствующих приглашают выйти вперед, к алтарю, и предаться Богу, принести себя Ему в жертву. При этом т.н. "алтарь" может представлять из себя обычную загородку, скамью или даже передний ряд стульев. Иногда под "алтарем" подразумеваются и просто слова, не связанные с определенным предметом. В этой традиции алтарь уже не воспринимается как место, где приносится в жертву Христос; не имеет он никакого отношения и к престолу. Это место, где человек предает себя Богу.
S. N. Gundry (пер. Ю. Т.) Библиография: J. Bodensieck, ed.,Encyclopedia of the Lutheran Church; TDOT; H. Wolf, TWOT, 1,23335; ?. H. Klotsche,The History of Christian Doctrine; B. Lohse,A Short History of Christian Doctrine; NCE.
См. также: Дары и жертвоприношения в библейские времена; Вечеря Господня, взгляды на.
Источник: Теологический энциклопедический словарь