ЖЕРСОН Жан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЖЕРСОН Жан

род. 14 дек. 1363, Жерсон, близ Реймса - ум. 12 июля 1429, Лион) - франц. философ; прозван "наихристианнейшим доктором" (doctor christianissimus; см. Доктор), ученик Петра д&Альи, преподавал в Брюгге и Париже, стремился примирить различные направления средневековой философии. В "Мистической теологии" Жерсон показал себя ревностным сторонником учения о "двойственной истине".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЖЕРСОН Жан

Jean Charlier de Gerson) [14 декабря 1363, Жерсон, Арденны— 12 июля 1429, Лион] — богослов-мистик и церковный политик. В 1395 сменил своего учителя Пьера дАйи в качестве канцлера Парижского университета и имел впредь этот титул. Перипетии Великой западной схизмы (1378—1417) вынудили его на время эмигрировать во Фландрию, где он был деканом капитула св. Донациана в Брюгге (1397—1401), позднее в Австрию (1418—19). Участвовал в низложении пап Бенедикта XIII и Григория XII на соборе в Пизе (1409); на соборе в Констанце вместе с Пьером дАйи защищал в 1414—18 принцип соборности (концилиаризм), выступил против Уиклифа и Гуса. С 1419 удалился от дел в Лион, где после смерти почитался как блаженный.
Среди 400 его сочинений — трактат «О мистическом богословии» (De mystica theologia), стихотворно-прозаическое «Утешение богословием» (De consolatione theologiae) в подражание Боэцию; работы по логике, метафизике, гносеологии; антисхоластические «Два чтения против суетного любопытства» (Lectione duae contra vanam curiositatem); трактат «О праве церкви сместить папу» (De auferibilitate papae ab ecclesia) и другие церковно-политические работы; книга гимнов; учебники для детей. Долгое время Жерсону приписывали «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Опережая Эразма Роттердамского и Вивеса, Жерсон отметает саму проблематику томизма. Он пользуется без разбора тезисами номинализма или реализма, мечтает о здравом богословии, отказе от диалектики в пользу покаянного мистического чувства, питающего душу вниканием в евангельские истины. Личность и труды его имели огромную известность; между 1483 и 1521 вышло 9 полных собраний его сочинений, не считая отдельных изданий. В учении Жерсона о воле Бога как основании этики, в отождествлении греха с запретным находят явную рецепцию оккамизма и предвосхищение этики Лютера. Соч.: Oeuvres completes, ed. Glorieus. P.—Nournay, 1961—65. Лит.: MorrallJ. В. Gerson and the Great Schism. Manch., 1960.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия