ЖанЖак Руссо

Найдено 1 определение
ЖанЖак Руссо
(1712–1778)
«Назад к природе!»
Жизнь. Великий французский философ, писатель и просветитель родился в Женеве, в семье часовщика. Его мать умерла от родов, так что маленького Руссо воспитывал его дядя, которому помогал священник. Руссо не смог получить систематического образования, что сказалось на первых шагах его самостоятельной жизни. Какоето время он перебивается скромными заработками – то преподает музыку, то переписывает ноты, то служит камердинером. Однако вскоре он знакомится со своей будущей возлюбленной, мадам де Варанс, по совету которой начинает пятилетнее самообразование. Закончив учебу, он приезжает в Париж, где заводит знакомство со многими известными мыслителями и деятелями Просвещения, в первую очередь с Дидро. Однажды, когда он отправился повидать Дидро, заключенного тогда в Венском замке, ему на глаза попалась газета с объявлением, очень его заинтересовавшим. Дижонская академия объявляла об организации конкурса на лучшую философскую работу по вопросу: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Ответив резко отрицательно, но аргументированно на этот вопрос, Руссо снискал себе славу одного из самых оригинальных и проницательных мыслителей того времени.
Однако по характеру Руссо был довольно неуживчивым и мнительным человеком. Несмотря на всю свою просвещенность, у него от одной необразованной женщины было пятеро внебрачных детей, которых он, ничуть не смущаясь, отдал в приют для подкидышей. Свои действия он мотивировал тем, что дети могут помешать его литературной и философской деятельности, а, кроме того, еще сам Платон говорил, что воспитанием детей должно заниматься государство. В конечном счете, некоторые его работы привели к тому, что изза протестов Церкви и гражданских властей он был вынужден отказаться от женевского гражданства, о чем всегда вспоминал с горечью. В конце жизни он страдал манией преследования и повышенной раздражительностью, нигде не находя себе места. В конце концов он принял приглашение одного богатого маркиза пожить в его замке, однако всего через несколько месяцев, получив солнечный удар на послеобеденной прогулке, Руссо скончался.
Основные работы. «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Эмиль, или О воспитании», «Новая Элоиза», «Общественный договор», «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Опыт о происхождении языков».
Учение. Руссо, обладавший оригинальным умом и литературным даром, стал предшественником многих литературных, философских и педагогических направлений в истории западноевропейской культуры. Спектр его интересов был достаточно широк, стиль изложения изящен, мысль последовательна и глубока. И несмотря на то что его идеи зачастую расходились с идеями философов Просвещения, Руссо несомненно принадлежит к их числу.
Руссо о естественном состоянии человека. Человек, убежден Руссо, по природе своей чрезвычайно добр, честен, справедлив, здоров и морально чист. Никто не рождается на свет Божий с вредными задатками, злым характером и порочными наклонностями. В этом заключается положение Руссо о так называемом «естественном человеке», изначально не имеющем никаких духовных изъянов.
Руссо о цивилизации. Однако, не являясь по природе злым, человек, тем не менее, становится таковым под воздействием цивилизации и ее искусственно созданных социальных отношений. «Естественный человек», попадая в сеть общественных взаимоотношений, все более и более отходит от своего благодатного природного образа. Ложь, лицемерие, своекорыстие, приспособленчество, порожденные этой цивилизацией, разрушают нравственное здоровье человека, разъедают его духовные основы, заглушают голос разума и чувство справедливости.
«Назад к природе!» Где же выход из этого ужасающего положения? Человечество, говорит Руссо, должно вернуться к своей колыбели – к природе, на лоне которой протекали его лучшие времена, когда человек руководствовался в своих поступках не соображениями выгоды, а только чувствами, эмоциями. Этито чувства, как полагает Руссо, и есть наиболее чистые и непорочные импульсы поведения всякого человека. В пример он приводит опыт диких племен, которые открывали европейские путешественники: «Дикарям не позволяют поступать дурно не просвещение и не узда законов, а естественное отношение к страстям и незнание пороков». Поэтому в качестве средства спасения человека от вредного влияния цивилизации Руссо выдвигает свой знаменитый лозунг – «Назад к природе!» Иными словами, чтобы стать чище и лучше, надо вернуться к простой и ясной жизни на лоне незатронутой цивилизацией природы.
Руссо о свободе и равенстве. Понятно, что при естественном состоянии не могло быть и речи о какойлибо несвободе или неравенстве между людьми. Все «природные» люди были абсолютно равны, считает Руссо. В их первобытных сообществах не было социального неравенства, не было рабства и угнетения. Все это позже принесли цивилизация, прогресс. Несвобода и неравенство стали своеобразной платой за все материальные блага современного общества.
Руссо о частной собственности. Особую роль в этом процессе Руссо отводил появлению среди людей частной собственности. Ее он считал подлинной виновницей разделения людей на бедных и богатых и, следовательно, на свободных и угнетенных. Ради нее, говорит Руссо, совершаются многие преступления, а души людские отравляются жаждой наживы и стяжательством. Всякое общественное зло, неравенство и несправедливость возникают изза собственности. Поэтому настоящая свобода возможна лишь при отсутствии социальноимущественного разделения в обществе.
Руссо о мировой истории. Не может существовать и не существует никакого исторического прогресса, считает Руссо. Все представления философов о постоянном совершенствовании человечества на пути просвещения и разума не имеют под собой никакой почвы. Ход истории, как считает Руссо, «не мог быть иным, чем был». Есть объективный закон развития цивилизации, и он никоим образом не зависит от влияния человека.
Руссо об общественном договоре. Так же как Гоббс и Локк, Руссо признавал идею общественного договора, лежащего в основе зарождения государственности. Однако он не был согласен с Гоббсом в отношении «войны всех против всех», которая якобы велась между людьми в их естественном догосударственном состоянии. Наоборот, утверждает Руссо, в своем первобытном существовании человек был добр, доверчив и справедлив. Идея же создать государство возникла в результате понимания того, что гораздо выгоднее добровольно ограничить свою индивидуальную свободу и объединиться в сообщество свободных и равноправных граждан.
Руссо об идеальном государстве. Стоит ли говорить о том, что идеалом для Руссо было республиканское устройство общества. Именно демократия, при которой власть целиком принадлежит народу, является, по его мнению, оптимальной формой государственного правления. Причем наилучшей является та демократия, где все общество может управлять государством и контролировать власть. А для этого необходимо, чтобы страна была небольшой по размеру и численности населения.
Руссо о гражданском обществе. Однако республиканской форме правления часто угрожают различные опасности. И в первую очередь существует опасность захвата власти диктатором или превращения республики в бюрократию. От этого демократию должен защитить сам народ, объединенный единым сознанием и стремлением к сохранению свободы, справедливости и всеобщего блага. Это и есть гражданское общество, построенное на принципах общественного согласия между всеми его членами.
Руссо о религии. Изучая религию, Руссо также искал естественные основания ее возникновения. Бог безусловно существует, убежден Руссо, а душа несомненно бессмертна. Однако все мировые религии, включая христианство, не отражают истинного образа Бога. Более того, христианство, по его мнению, разрушает основы всякого миропорядка, ибо оно «занимается лишь духовными проблемами и отрывает людей от земных дел». «Родиной христианина является вовсе не этот мир», поэтому именно на христианской почве возможно возникновение тирании. Сам Руссо исповедовал т. н. «естественную религию», религию сердца и души. «В моем веровании вы видите лишь естественную религию – странно, что людям нужна еще какаято! Да и есть ли нужда в другой религии? В чем же моя вина, ежели я служу Богу согласно тому свету, которым Он озарил мой ум, согласно чувствам, которые Он внушил моему сердцу».
Руссо о веротерпимости. Идея «естественной религии» обрушила на голову Руссо целую бурю общественного негодования, инициированного церковными кругами. Изза поднявшегося скандала он был вынужден покинуть сначала Францию, а затем и Швейцарию. Однако до конца жизни он оставался убежденным в своей правоте и, более того, отстаивал идею веротерпимости, соглашаясь по этому вопросу с Вольтером. Интересно при этом, что нетерпимость может быть проявлена в обществе лишь по отношению к тем, кто сам нетерпим. «Следует терпимо относиться ко всем религиям, которые терпимо относятся к остальным, до тех пор пока их догмы не содержат ничего враждебного обязанностям гражданина. Но всякий, кто осмелится сказать, что вне церкви не может быть спасения, должен быть изгнан из государства».

Источник: Философия. Краткая история.