ЖАНР В ИСКУССТВЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЖАНР В ИСКУССТВЕ
(от франц. genre — род, вид) — манера, стиль; вид художественных произведений, характеризующихся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирические, эпические жанры. Вокальные, хоровые жанры. Жанр пейзажа, портрета и т.д.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЖАНР В ИСКУССТВЕ
франц.-род, вид): внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. Так, в изобразительном искусстве в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д. В литературе также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам). В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические настроения. Исторические изменения в жанровых системах связаны с изменениями конкретных социально-исторических и национальных ситуаций, характер и смена которых своеобразны в каждой стране.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЖАНР в искусстве
фр. genre — род, вид) — подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей худож. освоения действительности. В истории теоретического осмысления этих возможностей предлагались различные принципы жанрового деления — тематические, структурные, функциональные; системный анализ иск-ва приводит к заключению, что существует несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из к-рых отвечает к.-л. грани сложного строения и функционирования худож. произв. С этой т. зр. в лит-ре Ж- являются: и роман, повесть, поэма, стихотворение; и исторический роман, приключенческий роман, психологический роман; и трагедия, комедия. мелодрама, водевиль; и ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет. Соответственно многообразны жанровые членения в др. видах иск-ва, а каждый Ж. распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произв. иск-ва можно отнести к нескольким жанровым группам (скажем, скульптура «Медный всадник» Э. М. Фальконе — это памятник, это конный памятник, это портрет, это исторический портрет, это аллегорическая скульптура). Жанровое деление иск-ва по-разному истолковывалось и оценивалось в истории худож. культуры. В эстетике классицизма, напр., оно выступало как строгая иерархическая система, где каждый Ж. оценивался как «высокий» или «низкий» (скажем, трагедия—комедия, мифологическая картина—бытовая картина, опера-серна и опера-буффа) и осуждалось к.-л. смешение Ж. Эстетика романтизма отвергла иерархическую концепцию Ж., обосновывая право художника сталкивать разные жанровые структуры в одном произв., играть на контрастах трагического и комического, высокого и пошлого. Эстетика реализма воспринимала Ж. во всем богатстве возможностей правдивого отражения многообразных жизненных проявлений и их оценки соответственно объективному достоинству каждого. Не случайно в иск-ве критического реализма XIX в. активно разрабатывались такие Ж-, как роман и повесть, бытовая драма на сцене и бытовая картина в живописи и т. д., к-рые позволяли воспроизводить совр. социальную реальность и произносить над ней суровый «приговор» (Чернышевский). Эстетика социалистического иск-ва утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур, без к.-л. их иерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на худож. воссоздание всей полноты человеческой жизни, совр., прошлой и будущей,— природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни. Конкретное соотнесение Ж. в социалистическом иск-ве отражает изменения содержания социальной жизни и интересов людей (различной была, напр., жанровая структура советского иск-ва в годы гражданской войны и в период нэпа, во время Великой Отечественной войны и в мирной послевоенной жизни), выдвигая на передний план то один, то др. Ж. в и.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.98 мб

Инсталляция как жанр в искусстве ХХI в

Ковалёва Н.А., Вольская Л.Н.
В статье рассматриваются историко-теоретические факторы, повлиявшие на эволюцию взаимосвязи визуального искусства и архитектуры и приведшие к возникновению нового жанра в искусстве ХХ в.
Читать PDF
208.46 кб

Искусствоведческий Текст: к проблеме жанра

Мурзо Галина Владимировна
Читать PDF
160.80 кб

"УЖАСНОЕ" ИСКУССТВО: ФИЛЬМЫ ЖАНРА СЛЭШЕР (SLASHER)

Шеметова Татьяна Николаевна
Автор анализирует фильмы жанра «хоррор» (ужасов), выделяя фильмы о зомби, монстрах, демонах, мистические фильмы, фильмы мифически-готического типа, «слэшеры», определяя реальность «слэшера» как реальность нечеловеческого, беззакон
Читать PDF
583.93 кб

ИСКУССТВО И БИОЭТИКА: СМЕЩЕНИЕ/СМЕШЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ЖАНРОВ

Губенко Ганна Володимирівна
Смешение сфер «биоэтики» и «искусства» изменяет средства и способы трансляции искусства в области новых биотехнологических достижений и напоминает об ответственности в науке. Биоэтика социализирует искусство.
Читать PDF
137.80 кб

Анималистический жанр в искусстве и его отражение в монографии

Черный Валентин Дмитриевич
В книге освещаются вопросы отечественной анималистики XVIII первой половины XX века на фоне сложившихся стилевых традиций русского искусства, прослеживаются истоки, пути формирования жанра, роль иностранных художников в зарождении
Читать PDF
184.68 кб

Интерпретация произведений г. Тукая в видах и жанрах искусства

Фазылзянова Г. И., Погорелова А. Н.
Знакомство с произведениями великого татарского поэта Г. Тукая подталкивает исследователей к интерпретации его творчества средствами различных видов искусства.
Читать PDF
235.93 кб

Теоретические основы формирования жанров в хореографическом искусстве

Бурнаев А. Г.
В статье рассматриваются вопросы теории формирования жанров в хореографическом искусстве. Представляется спектральный ряд современного танцевального искусства по жанровому признаку.
Читать PDF
189.78 кб

"Природные" мотивы в жанровых композициях китайского традиционного искусства

Благодер Юлия Гариевна
Представлены фрагменты документальных материалов и научных исследований, составленных российскими и европейскими путешественниками XIX нач. XX вв.
Читать PDF
1.06 мб

Анималистика в отечественном искусстве XVIII-XX веков: проблема границ жанра

Портнова Ирина Васильевна
Читать PDF
283.20 кб

Жанр анималистики в русском искусстве XVIII века. К проблеме жанровой эволюции

Портнова И.В.
Статья рассматривает вопросы сложения жанра анималистики в русском искусстве XVIII века, структуру жанра, предопределенную тенденциями новой эпохи, ее бытование во времени в системе других жанров изобразительного искусства.
Читать PDF
224.45 кб

Этап зарождения портретного жанра в изобразительном искусстве республики Марий Эл

Морскова Анастасия Николаевна
В статье выдвигается проблема анализа и характеристики этапа зарождения портретного жанра в изобразительном искусстве Республики Марий Эл. Рассматриваются основные виды и направления жанра.
Читать PDF
106.14 кб

РОМАНТИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА В РУССКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX - XX ВВ.: ЖАНРОВЫЙ ОБЗОР

Бегичева Ольга Викторовна
На материале русской музыки XIX-XX веков рассматриваются ведущие тенденции развития романтической баллады, представлена динамика двух ее ведущих музыкальных моделей табуированной (баллады «ужаса») и национально-исторической (балла
Читать PDF
176.67 кб

Жанровая поэтика «Долины Ажитугай» Султана Казы-Гирея как искусство художественного синтеза

К. М. Шиков
В работе анализируются процессы жанрово-родового и жанрово-видового синтеза в произведении С. Казы-Гирея, свидетельствующие о тенденции формирования лирической прозыы в системе поэтики художественной модальности.
Читать PDF
488.65 кб

Жанровый синтез как типичная особенность искусства: истоки возникновения, направления реализации

Сущенко Елизавета Валерьевна
Статья раскрывает сущность феномена «жанровый синтез», представляющего собой особый принцип работы творца: соединение в творческом процессе широкого круга художественных приемов различных жанров, воплощенных в том или ином произве
Читать PDF
434.08 кб

Жанровый синтез в эссеистике Обри Бердсли («Искусство рекламного щита» и «Проспект для Вольпоне»)

Бочкарева Нина Станиславна, Пикулева Ирина Александровна
В статье исследуются два прозаических произведения известного английского графика конца XIX в. Обри Бердсли «Искусство рекламного щита» и «Проспект для Вольпоне».

Похожие термины:

  • Жанры искусства

     (франц. genre — род, вид) — формы существования и развития видов искусства. Понятие Ж. установилось в 15—16 вв. В тех или иных видах искусства существуют различные основания деления на жанры. Так, в ос