ЖАН ПОЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖАН ПОЛЬ
Jean Paul) (1763–1825) – псевдоним И. П. Ф. Рихтера, нем. писателя, представителя философии и эстетики нем. романтизма.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЖАНЕ Поль

французский философ-спиритуалист (Париж, 1823 — там же, 1899). В частности, автор работ: «Философия счастья» (1862), «Основы метафизики и психологии» (1896), «Психология и метафизика» (1897). [Акад., 1864].

Источник: Философский словарь

ЖАН ПОЛЬ
Jean Paul) (наст. имя — Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (1763—1825) — нем. писатель. Его творчество занимает особое место между различными направлениями нем. лит-ры начала XIX в., своеобразно соединяя нем. культурную традицию, уходящую в прошлое (XVII—XVIII вв.), с новыми тенденциями иск-ва (сочетание просветительских идей с сентиментализмом). Особенность произв. Ж. П.— традиционное единство поэзии и теоретической (философско-эстетической) мысли, основанное на принципе остроумия. Восходящее к эпохе барокко, остроумие определяет и логическое комбинирование вещей, понятий, и игру с ними, и деятельность поэтической фантазии. В романах «Зибенкез» (1796—97), «Титан» (1800—03) и др. наглядно представлены разнообразные формы разворачивания эстетики остроумия. В центре осн. теоретического произв. Ж. П.— «Приготовительная школа эстетики» (1804)—учение о способах воспроизведения действительности (идеальный тип творчества преодолевает крайности поэтического материализма и нигилизма), а также об остроумии и о комическом (юморе, иронии, сатире). Своими теоретическими работами и худож. творчеством способствовал формированию эстетики романтизма и реализма.

Источник: Эстетика: Словарь

ЖАНЕ Поль

Janet), (30 апр. 1823 – 4 окт.1899) – франц. философ-эклектик, идеолог реакц. буржуазии, враг материализма и социализма. Проф. в Страсбурге и Сорбонне. Ученик Кузена, Ж. испытал также сильное влияние Мен де Бирана. Ж. рассматривал эклектизм как науч. метод, позволяющий выделить из различных филос. учений истинные положения, причем критерием истинности, по Ж., является принятие этих положений всеми филос. школами. Эклектизм его имел резко выраженный идеалистич. характер. Ж. утверждал существование бога, бессмертие души, свободу воли, защищал учение о конечных причинах, утверждая, что природа стремится к максимальной реализации абсолюта, достигаемой через моральность. "Мораль, – писал Ж., – это одновременно завершение и последнее доказательство закона финальности" ("Les causes finales", P., 1876, p. 747). Ж. активно боролся против материализма. В полемике с нем. вульгарным материализмом 2-й пол. 19 в. он отвергал как несостоятельное понятие материи (см. "Современный материализм", М., 1867, с. 75). Автор школьного учебника по философии ("Trait? ?l?mentaire de philosophie", 1880), Ж. пытался дать свою классификацию наук. Предметом философии, согласно Ж., являются человеч. дух и бог; философия духа делится на психологию, логику, мораль и эстетику. Философия для Ж. – это "наука наук". Он выступал также против франц. позитивизма. Защищая незыблемость частной собственности, Ж. подверг критике социалистич. теории, прежде всего утопич. социализм (см. "Les origines du socialisme contemporain", P., 1883, p. V), и возлагал большие надежды на успехи бурж. прогресса. Соч.: Essai sur la dialectique dans Platon et dans H?gel, P., 1860; La crise philosophique, P., 1865; Les probl?mes du XIX si?cle, 2 ?d., P., 1873; Philosophie de la r?volution fran?aise, P., 1875; Saint-Simon et le saint-simonisme, P., 1878; La philosophie fran?aise contemporaine. P., 1879; Les ma?tres de la pens?e moderne, P., 1883; La morale, 2 ?d., P., 1887; El?ments de philosophie scientifique et de philosophie morale, P., 1890; Principes de m?taphysique et de psychologie, v. 1–2, P., 1897; Histoire de la philosophie, 3 ?d., P., 1899 (совм. с G. S?ailles); в рус. пер. – Мозг и мысль, СПБ, 1868; История государственной науки в связи с нравственной философией кн. 1 2 изд., СПБ, 1878. Лит.: Bergson H., Principes de m?taphysique et de psychologie, "Rev. philos, de la France et de l´?tranger", 1897, t. 44, [pt. 2], p. 525–51; Picot G., Notice historique de Paul Janet, "S?ances et Travaux de l´Acad?mie des sciences morales et politique", 1903, nouv. s?r., t. 59; Benrubi I., Les sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1–2, P., 1933. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЖАНЕ Поль
(1823, Париж – 1899, там же) – представитель спиритуализма, ученик В. Кузена. Прошел курс обучения в Высшей нормальной школе, затем преподавал философию в Страсбурге и Париже (в Сорбонне). С 1864 – член Академии моральных и политических наук. Ж. защищал трактовку философии как науки наук. Полезность философии связывал с тем обстоятельством, что она, на его взгляд, побуждает человека к самопознанию, а также приучает разум к анализу абстрактных вопросов. Все частные науки – «продукт» человеческой мысли, философия же – наука о «мысли в ее фундаментальных законах». Философия анализирует основные принципы и методы частных наук. С другой стороны, все ее разделы, так или иначе, взаимодействуют с родственными отраслями знаний. Например, логика тесно связана с математикой, а мораль – с юриспруденцией. Близка философия и поэзии с религией: их общий предмет – идеальное и божественное, различны же используемые средства – свободное размышление, воображение и вымысел, вера. Ж. говорил о «двойном объекте» философии (Бог и человек). По его мнению, за пределами частных наук остаются человеческий ум и «первые причины и начала». Отсюда деление единой высшей науки на две части: философию человеческого ума и первую философию. Поскольку именно Бог – высший принцип бытия, «бытие в себе», то учение о нем резюмирует всю первую философию. Согласно Ж., «тогда как основа философии человек, ее предел и последнее слово – Бог» (Traité élémentaire de philosophie. P., 1883. P. 9–10). Предложенные в ходе человеческой истории различные аргументы в пользу тезиса о бытии Бога французский мыслитель рассматривал в качестве «моментов» единого доказательства. Названные аргументы сводятся к трем типам: физические (от случайности мира, от достаточного основания, от необходимости перводвигателя, от целевых причин), метафизические (от уровней совершенства, от вечных истин, от идеи возможного, от идеи всесовершенного существа), моральные (от всеобщего согласия, от морального закона, от возвышенных чувств). Каждый из аргументов важен, но не имеет абсолютной ценности и должен быть приведен в единую систему с другими. По мнению Ж., Богу присущи атрибуты метафизические (единство, простота, вечность, неизменность, бесконечность, исключающая материальную протяженность) и моральные (мудрость, благость, справедливость, свобода). Нематериальность души, по Ж., подтверждается: отличием психологических феноменов от физиологических, существованием моральной свободы, единством мышления и тождеством личности. Ж. выступал с опровержением материалистического понимания Вселенной. Он говорил о непоследовательности материалистической концепции вещества, подчеркивал трудности, возникающие на ее пути в связи с объяснением сущности и происхождения жизни, человеческого мышления. Природа, согласно Ж., подчинена закону целевых причин. В частности, на его взгляд, целесообразность в живой природе подтверждается анализом инстинктов и функций органов животных. Волевая активность человека, по Ж., представляет собой очевидный, подтвержденный наглядным опытом пример действия целевой причинности. Более того, целесообразность присутствует даже в неорганическом мире, который демонстрирует порядок, симметрию, гармонию. Ж. говорил о прогрессе в философии: ее бесспорные завоевания – анализ чувств и склонностей, учение о свободе воли, теория знаков, теория ассоциации идей, дедуктивная и индуктивная логика, учение о моральном долге, теория политических прав и др. Будущее философии Ж. связывал с обновлением спиритуализма. По его мнению, если философия, подобно другим наукам, может доказать свою жизнеспособность только через развитие, то исторический опыт подтверждает способность «спиритуалистической идеи» к разнообразным трансформациям, к принятию форм, согласующихся с самыми различными новыми подходами.
Соч.: Современный материализм. М., 1867; Мозг и мысль. СПб., 1868 (2001); Нравственное единство человеческого рода. СПб., 1872 (2011); Мораль и политика на востоке. СПб., 1874; История государственной науки в связи с нравственной философией. СПб., 1878; Конечные причины или целесообразный порядок вещей в природе и его причина. Киев, 1878; Etudes sur la dialectique dans Platon et dans Hegel. P., 1861; La crise philosophique. P., 1865; La morale. P., 1874; Les causes finales. P., 1876; La philosophie française contemporaine. P., 1879; Traité élémentaire de philosophie. P., 1884; Histoire de la philosophie: les problèmes et les écoles. P., 1887; Elements de philosophie scientifique et de philosophie morale. P., 1890; Principes de métaphysique et de psychologie. V. 1–2. P., 1897. Лит.: Кротов, А.А. Метафизика Поля Жане // История философии. 2015. Т. 20. № 1; Bergson, H. Principes de métaphysique et de psychologie par Paul Janet // Revue philosophique de la France et de l’étranger. 1897. T. 44. А.А. Кротов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.