ЖАН БУРИДАН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БУРИДАН (Buridan) Жан
род. ок. 1300, Бетюн, Артуа - ум. ок. 1358) - франц. философ и физик, сторонник Уильяма Оккама. В 1327 и 1348 - ректор Парижского ун-та; представитель близкой к новой физике теории, в основе которой лежали понятия силы и инертности; пытался внести ясность в проблему свободы воли (см. "Буриданов осел"). Сторонник каузального, т.е. телеологического, доказательства бытия Бога (см. Доказательства бытия Бога).

Источник: Философский энциклопедический словарь

БУРИДАН Жан
(ок. 1300–1358) – французский философ, занимался также проблемами логики, внес вклад в становление естествознания. Способствовал популяризации философии У. Оккама и распространению во Франции идей номинализма . Его произведения известны по изданиям XV–XVII вв., а также благодаря его ученику Альберу Саксонскому (ум. в 1390 г.), в сочинениях которого буквально повторяются тексты его учителя. Обсуждая проблему свободы воли, Б. считал ее логически неразрешимой в ситуации выбора из равных возможностей. Ему приписывается схоластический аргумент «осел Буридана»: поставленный между одинаковыми вязанками сена или двумя ведрами воды и не имея никаких оснований предпочесть одну вязанку другой или одно ведро другому, при свободе выбора осел неминуемо погибнет.

Источник: Краткий философский словарь.

ЖАН БУРИДАН

Buridan), Жан (р. ок. 1300 – ум. ок. 1358) – франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на "факультете искусств" Париж. ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются "вопросами" к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15–17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в "Вопросах" к "Физике" Аристотеля). Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример "буриданова осла", умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит. Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942. Лит.: История философии, т. 1, M., 1941, с. 478; Duhem P., Е?tudes sur L?onard de Vinci, s?rie 1–3, P., 1906–13, то же, Brux., [1955]; Maier ?., Die Vorl?uter Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; ee же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951; ?ngarden R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepcje nauki, в кн.: Studia i materia?y z dziej?w nauki polskiej, 1 [wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений P. Duhem´a); Faral E., Jean Buridan, ma?tre ?s arts de l´Universit? de Paris, в его кн.: Histoire litt?raire de la France, v. 38, P., 1949, отд. изд., Р., 1950. В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЖАН БУРИДАН (Buridan) (ок. 1300-ок. 1358)
французский философ и логик, представитель номинализма (в варианте терминизма). С 1328 - преподаватель факультета искусств Парижского университета; профессор и ректор (два срока) этого же университета. Основные сочинения: "Руководство по логике" и комментарии ("Вопросы") к космологическим и физическим произведениям Аристотеля (многие изданы в 15-17 вв.). Высказал ряд фундаментальных для европейской культуры естественнонаучных идей, предвосхищающих основоположения новоевропейской научной парадигмы; ввел понятие импульса (impetus), связав его с понятиями скорости и массы; сформулировал идею о том, что если телу придан импульс, то оно будет двигаться до тех пор, пока импульс превышает сопротивление среды. В данном контексте сформулировал гипотезу о сохранении небесными телами импульса, исходно приданного им Богом в креационном акте, и, следовательно, о возможности описания их движения в формализме земной механики, что не только предвосхищает открытия Галилея и Ньютона, но также задает в рамках средневековой схоластики ментальный вектор, семантически изоморфный деизму, сформулированному три века спустя в контексте философии Просвещения. Однако, апплицировав идею импульса на небесную механику, Ж.Б. эксплицитно фиксировал неправомерность непосредственной ее аппликации на субъективную сферу, в частности - на сферу свободной воли, ибо последняя, по его мнению, не может быть артикулирована как сугубо логическая и - тем более - не может быть разрешена логическими средствами. (Редуцированная версия этой идеи воплощена в получившей широкое распространение, но реально не принадлежащей Ж.Б. семантической фигуре так называемого "буриданова осла", умирающего голодной смертью между двумя идентичными охапками сена из-за отсутствия импульса выбора). Идеи Ж.Б. были популяризированы его учеником Альбертом Саксонским (ум. 1390; ректор Парижского и Венского университетов) и Марсилием Ингенским (ум. 1396; ректор Гейдельбергского университета).
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

БУРИДАН Жан
(ок. 1295, Бетюн – ок. 1358, Париж) – философ и ученый. Учился и преподавал философию в Париже; в 1328 и 1340 был ректором Парижского университета. Большая часть трудов Б. – комментарии или «вопросы» к сочинениям Аристотеля. Известны также его работы по логике: учебник, учитывающий новшества XIV в. («Summulae de dialectica»), а также трактаты «О логическом следовании» («Consequentiae»), где рассматриваются законы дедуктивного вывода, и «Софизмы» («Sophismata»). В логических исследованиях и натурфилософии Б. опирался на принципы логики и теории познания У. Оккама, но не считал возможным распространить их на область метафизики и теологии. Определение научного знания Б. расширил так, что в него вошло и опытное естествознание. Принимая аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, он проводит различие между логически необходимыми посылками и необходимыми в условном смысле, очевидность которых основывается на опытных утверждениях. Принципам естественных наук Б. приписывает очевидность и необходимость в условном смысле, отказываясь тем самым от принятого в схоластике положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой. Область физического знания, не претендующего на абсолютную необходимость, становится более независимой и от теологической критики, так как его относительный детерминизм не ограничивает свободу божественной воли. Учение Б. о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом. Человек желает того, что представляется его разуму наибольшим благом. Выбор невозможен между равными благами (отсюда знаменитый парадокс «Буриданов осел»: осел умирает с голоду между двумя одинаковыми охапками сена, поскольку для выбора той или другой из них нет никаких оснований), а также если для разума неочевидна относительная ценность вещей, между которыми надлежит выбрать, – в таком случае воля свободна отложить выбор. Б. принадлежит средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса (лат. impetus – толчок, порыв), которая объясняет движение тел, продолжающееся при отсутствии контакта с внешним двигателем. Тело (например, при броске) получает от первоначального двигателя силу (импетус), которая, оставаясь в нем, сама затем выступает в качестве двигателя. Хотя такая идея выдвигалась до Б., в его работах учение об импетусе приобрело статус физической теории. Выдвинутая им для объяснения вращения небесных сфер гипотеза первоначального толчка предполагала изменение характерного для античной и средневековой физики представления о кардинальном различии между надлунным и подлунным мирами. В сочинениях Б. пересматриваются и другие аспекты аристотелевской физики, например объяснения с помощью целевых причин заменяются объяснениями, апеллирующими к действующим причинам, обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.
Соч.: Iohannis Buridani quaestiones super libros quattuor De caelo et mundo. Cambridge, 1942; Quaestiones in praedicamenta. München, 1983; King, P. C. John Buridan’s Logic: The Treatise of Supposition. The Treatise of Consequences. Cambridge, 1986. Лит.: Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989. С. 272–286; Hughes, G.E. John Buridan on SelfReference. L., 1982; Michael, B. Johannes Buridan: Studien zu seinem Leben, seinen Werken und zu Rezeption seiner Theorien im Europa des späten Mittelalters. В., 1985. 2 Bde; Krieger, G. Der Begriff der praktischen Vernunft nach J. Buridanus. Münster, 1986; The Metaphysics and Natural Philosophy of J. Buridan / ed. J.M.M.H. Thijssen and J. Zupko. Leiden; Boston, 2001; Klima, G. John Buridan. Auckland, New York, Oxford, 2009. В.П. Гайденко

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

БУРИДАН Жан
ок. 1295, Бетен, Франция—ок. 1358)—средневековый логик и натурфилософ. Изучал философию в Париже у Оккама, затем магистр искусств Парижского университета, в 1328 и 1340—ректор университета. Большая часть его трудов—комментарии или вопросы к сочинениям Аристотеля. Известны также работы «О логическом следовании» (Consequentiae) и «Софизмы» (Sophismata).
Продолжая традицию Оккама в логике, Буридан занимался анализом значений терминов и условий истинности высказываний. Определение научного знания Буридан расширил так, что в него вошло опытное естествознание. Он принимает аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, но проводит различие между посылками, необходимость которых определяется логическими критериями, и теми, которые можно назвать необходимыми в условном смысле: их очевидность основывается на опытных утверждениях. Принципам естественных наук Буридан приписывает очевидность и необходимость в условном смысле, отказываясь тем самым от схоластического положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой. Область физического знания, не претендующего на абсолютную необходимость, становится более независимой и от теологической критики, так как его относительный детерминизм не ограничивает свободы божественной воли.
Учение Буридана о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом. Человек должен желать того,, что представляется его разуму наибольшим благом, но воля свободна отложить выбор до тех пор, пока разум не достигнет большей ясности относительно ценности того, что предстоит выбору. Возникающая в этой ситуации проблема выбора между равными возможностями известна как проблема «Буриданова осла», умирающего с голоду между двумя совершенно одинаковыми охапками сена.
В области натурфилософии с именем Буридана связана средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса. Эта теория была предложена для объяснения движений, продолжающихся в отсутствие контакта с внешним двигателем (в физике Аристотеля всегда предполагается такой контакт для случаев насильственного движения). Импетус—это сила или способность, которую первоначальный двигатель сообщает телу, напр., при броске, и которая, оставаясь в нем, выступает затем в качестве двигателя. В работах Буридана учение об импетусе приобрело статус физической теории, позволив объяснить ускорение падающих тел, ввести гипотезу первоначального толчка для объяснения вращения небесных сфер; учение это стало общепринятым в средневековых университетах.
Объяснения с помощью целевых причин заменяются в ариетотелианской физике Буридана объяснениями, апеллирующими к действующим причинам, обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.
Соч.: lohannis Buridani quaestiones super libres quattuor De caelo et mundo. ed. E. A. Moody. Cambr., 1942; lohannis Buridani Traetatus de consequentiis, ed. H. Hubien, 1976; Sophismata, ed. . Scott, 1977; Questiones super octo librum Politicomm Aristotelis, 1513 (repr. 1968).
Лит.: Зубм В. П. Пространство и время у парижских номиналистов.—В кн.; Из истории французской науки. М., 1960; Григории А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962; MaierA. Die Impetustheorie. Rome, 1940; Zwei Grundproblcme der scholastischen Naturphilosophie. Rome, 1951; Clagelt Af. The Science of Mechanics in the Middle Ages. Madison, 1959; Moody E. A. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953; PemuA A. S. Buridan and the Definite Description.— «Journal of History of Philosophy», 1972, 10; The Logic of Buridan.—«Proceedings f the third European Symposium on Medieval Logic and Semantics». Copenhagen, 1975, .1976; Guisalberti A. Necessita e liberta nelle «Quaestiones in Mctaphysicam» di Giovanni Buridano.—«Medioeva» (Padua), 1975,1; La teologia razionale di Giovanni Buridano.—«Rivista di filisofia neo-scholastica», 1973, 65; Gram E. Scientific Thought in Fourteenth-century Paris: Jean Buridan and Nicole Oresme.— Machauts World: Science and Art in the XIVth century. N.Y., 1978.
В. П. Гайденко

Источник: Новая философская энциклопедия