ЖАН БУРИДАН
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Краткий философский словарь.
Buridan), Жан (р. ок. 1300 – ум. ок. 1358) – франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на "факультете искусств" Париж. ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются "вопросами" к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15–17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в "Вопросах" к "Физике" Аристотеля). Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример "буриданова осла", умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит. Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942. Лит.: История философии, т. 1, M., 1941, с. 478; Duhem P., Е?tudes sur L?onard de Vinci, s?rie 1–3, P., 1906–13, то же, Brux., [1955]; Maier ?., Die Vorl?uter Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; ee же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951; ?ngarden R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepcje nauki, в кн.: Studia i materia?y z dziej?w nauki polskiej, 1 [wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений P. Duhem´a); Faral E., Jean Buridan, ma?tre ?s arts de l´Universit? de Paris, в его кн.: Histoire litt?raire de la France, v. 38, P., 1949, отд. изд., Р., 1950. В. Зубов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
М.А. Можейко
Источник: Новейший философский словарь
Соч.: Iohannis Buridani quaestiones super libros quattuor De caelo et mundo. Cambridge, 1942; Quaestiones in praedicamenta. München, 1983; King, P. C. John Buridan’s Logic: The Treatise of Supposition. The Treatise of Consequences. Cambridge, 1986. Лит.: Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989. С. 272–286; Hughes, G.E. John Buridan on SelfReference. L., 1982; Michael, B. Johannes Buridan: Studien zu seinem Leben, seinen Werken und zu Rezeption seiner Theorien im Europa des späten Mittelalters. В., 1985. 2 Bde; Krieger, G. Der Begriff der praktischen Vernunft nach J. Buridanus. Münster, 1986; The Metaphysics and Natural Philosophy of J. Buridan / ed. J.M.M.H. Thijssen and J. Zupko. Leiden; Boston, 2001; Klima, G. John Buridan. Auckland, New York, Oxford, 2009. В.П. Гайденко
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
Продолжая традицию Оккама в логике, Буридан занимался анализом значений терминов и условий истинности высказываний. Определение научного знания Буридан расширил так, что в него вошло опытное естествознание. Он принимает аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, но проводит различие между посылками, необходимость которых определяется логическими критериями, и теми, которые можно назвать необходимыми в условном смысле: их очевидность основывается на опытных утверждениях. Принципам естественных наук Буридан приписывает очевидность и необходимость в условном смысле, отказываясь тем самым от схоластического положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой. Область физического знания, не претендующего на абсолютную необходимость, становится более независимой и от теологической критики, так как его относительный детерминизм не ограничивает свободы божественной воли.
Учение Буридана о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом. Человек должен желать того,, что представляется его разуму наибольшим благом, но воля свободна отложить выбор до тех пор, пока разум не достигнет большей ясности относительно ценности того, что предстоит выбору. Возникающая в этой ситуации проблема выбора между равными возможностями известна как проблема «Буриданова осла», умирающего с голоду между двумя совершенно одинаковыми охапками сена.
В области натурфилософии с именем Буридана связана средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса. Эта теория была предложена для объяснения движений, продолжающихся в отсутствие контакта с внешним двигателем (в физике Аристотеля всегда предполагается такой контакт для случаев насильственного движения). Импетус—это сила или способность, которую первоначальный двигатель сообщает телу, напр., при броске, и которая, оставаясь в нем, выступает затем в качестве двигателя. В работах Буридана учение об импетусе приобрело статус физической теории, позволив объяснить ускорение падающих тел, ввести гипотезу первоначального толчка для объяснения вращения небесных сфер; учение это стало общепринятым в средневековых университетах.
Объяснения с помощью целевых причин заменяются в ариетотелианской физике Буридана объяснениями, апеллирующими к действующим причинам, обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.
Соч.: lohannis Buridani quaestiones super libres quattuor De caelo et mundo. ed. E. A. Moody. Cambr., 1942; lohannis Buridani Traetatus de consequentiis, ed. H. Hubien, 1976; Sophismata, ed. . Scott, 1977; Questiones super octo librum Politicomm Aristotelis, 1513 (repr. 1968).
Лит.: Зубм В. П. Пространство и время у парижских номиналистов.—В кн.; Из истории французской науки. М., 1960; Григории А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. М., 1962; MaierA. Die Impetustheorie. Rome, 1940; Zwei Grundproblcme der scholastischen Naturphilosophie. Rome, 1951; Clagelt Af. The Science of Mechanics in the Middle Ages. Madison, 1959; Moody E. A. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953; PemuA A. S. Buridan and the Definite Description.— «Journal of History of Philosophy», 1972, 10; The Logic of Buridan.—«Proceedings f the third European Symposium on Medieval Logic and Semantics». Copenhagen, 1975, .1976; Guisalberti A. Necessita e liberta nelle «Quaestiones in Mctaphysicam» di Giovanni Buridano.—«Medioeva» (Padua), 1975,1; La teologia razionale di Giovanni Buridano.—«Rivista di filisofia neo-scholastica», 1973, 65; Gram E. Scientific Thought in Fourteenth-century Paris: Jean Buridan and Nicole Oresme.— Machauts World: Science and Art in the XIVth century. N.Y., 1978.
В. П. Гайденко
Источник: Новая философская энциклопедия