Жан Батист Лерон Д’Аламбер

Найдено 1 определение
Жан Батист Лерон Д’Аламбер
(1717–1783)
«Знание должно строиться на конкретных фактах»
Жизнь. Родился в Париже в 1717 г., был незаконнорожденным сыном французского офицера и аристократки. Чтобы не иметь неприятностей, родители подбросили его на порог церкви святого ЖанаЛерона, благодаря чему он и получил свое полное имя. Отец все же не забывал его, давая деньги на получение образования. Мальчик учился с огромным усердием и интересом: его увлекали медицина и право, математика и философия. Уже в 24 года его принимают в Парижскую академию наук, а в 29 лет Д’Аламбер становится действительным членом Берлинской академии наук. Однако это не все – в 1764 г. он становится членом Петербургской и многих других европейских академий, а в 1772 г. назначается постоянным ученым секретарем Французской академии наук. Умер в Париже в 1783 г.
Основные работы. «Элементы философии», «Размышления о различных важных аспектах мировой системы», «Предварительные рассуждения к Энциклопедии», «Трактат о динамике».
Д’Аламбер о двух видах познания. В век просвещения и науки очень важно было дать точное определение познания. Д’Аламбер делает такую попытку, разделяя познание на два вида:
1. Прямое познание – оно получается нашим сознанием непосредственно, без вмешательства воли и специально прилагаемых усилий. Источником такого познания являются органы чувств и ощущения.
2. Отраженное познание – оно достигается в результате воздействия нашей воли и сознания на прямые познания, «различным образом соединяя и комбинируя их».
Д’Аламбер о задачах философии. Философия должна учить. Поэтому она в первую очередь должна опираться на конкретные факты жизни, а не на абстрактные категории и понятия, которыми зачастую оперировали философы до эпохи Просвещения. Только таким образом философия сможет стать подлинной наукой о фактах, ибо принцип всякой науки состоит в «простых и общеизвестных фактах, не допускающих иного, и которые нельзя ни допустить, ни оспорить».
Д’Аламбер о религии. Несмотря на то что Д’Аламбер сомневался в существовании Бога, атеистом он не стал. Он так же, как и многие другие просветители, был уверен в том, что Бог является не более чем создателем вселенной, не вмешивающимся в дела земные. Иными словами, Д’Аламбер откровенно стоит на позициях деизма, считая человеческий разум единственным руководителем и контролером всех действий человека. Однако он признавал бессилие разума перед некоторыми важными проблемами, волнующими человечество испокон веков. Таковыми он считал вопросы о природе чувственных ощущений, о душе и духовности, о сущности мышления и сознания.

Источник: Философия. Краткая история.