ЗЕРКАЛЬНОЕ Я
ЗЕРКАЛЬНОЕ «Я»
соц.-психол. концепция личности (Дж.Г.Мид, Ч.Х.Кули и др.), исходящая из признания решающей роли взаимодействия индивидов, когда собств. «Я» человека — воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих. Одна из первых концепций личности в социологии и психологии, исходящая не из внутр. характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, к-рые выступают по отношению к каждому из них как «зеркала» его «Я». К.Джеймс выделял в «Я» соц. «Я», к-рое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько соц. «Я», сколько существует отд. лиц и групп, о мнении к-рых он заботится. Развивая эту идею, Ч.Кули считал признаком истинно соц. существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого было общение индивида с др. людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства «Я» без соответствующих ему чувств «Мы», «Он» или «Они». Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», к-рые складываются у др. людей. Другие — это те зеркала, в к-рых для индивида формируется образ самого себя. Личность же представляет собой совокупность психич. реакций человека на мнения о нем окружающих людей. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь др. человеку», 2) представление о том, «как этот др. оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфич. чувство «Я» вроде гордости или унижения, т.е. «самоуважение». Все это складывается в чел. «чувство личной определенности» — З.«Я.» (looking glass self). «Я» выступает синтезом соц. и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его интеракций с об-вом. Теория была развита также Дж.Мидом, к-рый ввел понятие стадий формирования «Я». Стадии принятия роли другого, других и, наконец, «обобщенного другого» выражают разл. этапы превращения индивида в рефлектирующее соц. «Я», выработки навыков отношения индивида к самому себе как к соц. объекту. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь