ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА
ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА
произведение рус. атеистич. лит-ры кон. 18 в. Автор не установлен. Каждая из семи глав «3. б.» опровергает один из церк. догматов: о всесовершенстве, всемудрости, всемогуществе бога, о боге как творце мира; доказывается, что «мир не зависит от бога», что «бог не есть присущ существованию». В результате критики теологич. доказательств бытия бога автор приходит к выводу, что бога нет. Содержание «3. б.» свидетельствует о знакомстве автора с «Системой природы» Гольбаха.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
"ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА"
выдающийся памятник русского атеизма конца XVIII в., содержащий критику богосл. «доказательств бытия божия». В нач. 1941 на чердаке одного из старых домов в г. Костроме был найден рукописный сборник конца XVIII в., в к-ром содержалось 8 филос. сочинений и среди них анонимное «3. б.». Оно состоит из 7 глав, в к-рых посредством опровержения церк. догм о всесовершенстве, всемогуществе, всемудрости бога, а также о боге как творце мира автор приходит к выводам: «Бог не есть присущ существованию», и заключает: «Все сие говорено было о том, дабы убедить в сей истине, что бога нет». Автор трактата читал «Систему природы» П. Гольбаха и во многом согласен с его доводами. «3. б.» - первое из известных нам оригин. русских произведений, в к-рых открыто проповедуется атеизм.
"ЗЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА"
Зерцало безбожи я") - произведение рус. атеистич. лит-ры конца 18 в. Автор не установлен. Входило в рукописный сборник, датируемый не раньше 1797. Сборник (288 стр.; обнаружен в 1941 в г. Костроме) содержит след. произведения: 1) "Письмо Руссо к Вольтеру"; 2) "Оратория" Михаила Ломоносова; 3) "Рассуждение о размножении душ" Феофана Прокоповича; 4) "Письмо Фридриха II короля Прусского к фельдмаршалу Кейту"; 5) "Исповедание веры г. наместника Савоярда". Сочинение Ж. Ж. Руссо; 6) "Письмо одного мусульманина к своему другу"; 7) "Зерцало безбожия или невежества"; 8) "Рассуждение о душе". В сборнике представлены произведения как умеренно деистические (с доказательствами бытия бога и бессмертия души) и антиклерикальные, так и атеистические. Названия глав "Зерцала..." (напечатано в кн. "Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в.", т. 2, 1952) выражают атеистич. характер взглядов автора: 1) Несовершен бог: имеет пределы своих деяний; 2) Бог имеет пределы разума; 3) Бог имеет пределы воли; 4) Бог не есть творец и промыслитель мира; 5) Мир не зависит от бога; 6) Несовершенный не есть бог; 7) Бог не есть присущ существованию. В результате критики теологич. "обоснования" "бытия бога" автор приходит к выводу: "... Бога нет". Содержание "Зерцала..." свидетельствует о знакомстве его автора с "Системой природы" Гольбаха. Лит.: Шахнович М., Новый памятник рус. свободомыслия XVIII в., в сб.: Звенья, кн. 8, М., 1950; Щипанов И. Я., Общественно-политич. и философские воззрения рус. мыслителей второй пол. XVIII века [вступит. статья], в кн.: Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в., т. 1, М., 1952, с. 62–6З. А. Голодко. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.