Зенон Сидонский
жил ок. 150 до Р. X.) - эпикурейский философ; стоял во главе школы в Афинах (между 100 - 78 до Р. X.). Произв. его не сохранились. Полагают, что ему принадлежат некоторые из соч. Цицерона, бывшего его слушателем, "De natura Deorum", а также многое у Филодема - об индуктивных выводах.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Зенон Сидонский
ок. 150 — 75 до н. э.) — греческий философ-эпикуреец, учивший в Афинах; учеником его был Филодем из Гадары. Философские интересы Зенона были широки: он полемизировал со стоиками о природе знаков, читал лекции по этике, а также критиковал Евклидову геометрию (см. об этом: Proclus. In Primum Euclidis Elementonim librum commentaria, 214—218 Friedlein). Предположительно по материалам лекций Зенона написаны два сочинения Филодема (РНегс. 1289 и 1471).
Источник: Новая философская энциклопедия
Зенон Сидонский
- ученик афинского эпикурейца Аполлодора (II в. до Р. X.). Цицерон ("De Nat. D.") называет его главою эпикурейцев и остроумнейшим из них; по свидетельству Диогена Лаэрция, он много писал, Прокл говорит об одном его сочинении, в котором он нападал на достоверность математических доказательств. Собственные его сочинения до нас не дошли, но сохранившийся трактат Филодема составлен по лекциям З., у которого, вероятно, заимствованы некоторые места в 1-й книге цицероновского "De Nat. D.", - О философе того же имени и из того же города Сидона упоминает Диоген Лаэрций, как об ученике Зенона стоика; его иногда смешивают с З. Тарсийским (см. ниже).
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
ЗЕНОН СИДОНСКИЙ
ЗЕНОН СИДОНСКИЙ (????? ? ????????) (ок. 150-75 до н. э.), философ-эпикуреец, учитель Филодема из Гадары. Жил и преподавал в Афинах, где его в свое время слушал Цицерон (ср. Nat. D. I 59). От сочинений сохранились немногочисленные фрагменты. Философские интересы 3. были широки: он читал лекции по этике, полемизировал со стоиками о природе знаков, критиковал Евклидову геометрию (см. Procl. In Eucl. 214-218 Friedlein), указывая, в частности, что некоторые аксиомы («две прямые не могут иметь общего отрезка», «две окружности не могут совпадать в какой-то своей части») не являются таковыми и могут быть доказаны лишь при введении новых допущений. Почвой для данного спора явились принципиальные расхождения в понимании континуума: согласно атомистической концепции, которой придерживался 3., континуум состоит из неделимых составных частей, согласно противоположной концепции, сторонником которой был Евклид, континуум непрерывен и не состоит из неделимых. Критике воззрений 3. было посвящено сочинение стоика Посидония, о котором упоминает Прокл (Procl. In Eucl. 200, 2-3). В школьной эпикурейской традиции авторитет 3. был достаточно высок. Предположительно, по материалам лекций 3. написаны сочинения Филодема из Гадары «Об Эпикуре» (РНегс. 1289) и «Об откровенной речи» (???? ?????????, PHerc. 1471). Фрагм.: Angeli?., Colaizzo M. (edd.). I frammenti di Zenone Sidonio, - CronErc 9,1979, p. 47-133; Kleve K., Del Mastro G. II PHerc. 1533: Zenone Sidonio «A Cratero», - Ibid. 30, 2000, p. 149-156. Лит.: Vlastos G. Zenon of Sidon as a Critic of Euclid, - Wallach L. (ed.). The Classical Tradition: Literary and Historical Studies in Honor of H. Caplan. Ithaca (N. Y.), 1966, p. 148-159 (repr.: Vlastos G. Studies in Greek Philosophy. Vol. II. Princ, 1995); Fritz K. von. Zenon von Sidon, - RE, X, A. 1972, col. 122-138; Guerra A. T. Zenone di Sidone, - ?????????. Studi sull´epicureismo Greco e Romano. V. II. Rassegne bibliografiche. Nap., 1982, p. 550-552. См. общ. лит. к ст. Эпикуреизм. M. А. СОЛОПОВА
Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь