ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ
аграрные культы - совокупность религ.-магич. верований и обрядов, возникших у первобытных народов в связи с развитием земледелия как религ. осмысление зависимости от стихийных сил природы, влияющих на урожай. На эти силы первобытный земледелец пытался воздействовать колдовскими приемами или обращением за помощью к духам и богам. У наиболее отсталых земледельч. народов (напр., у папуасов, меланезийцев) культа духов и божеств земледелия не развилось, налицо лишь чисто магич. приемы «воздействия» на урожай, при этом преобладает имитативная (подражательная) магия: напр., при посадке клубней ямса вместе с ними зарывают камни такой же формы, желая, чтобы клубни выросли большими и крепкими. Более сложный прием имитативной магии - попытки передать земле женскую силу плодовитости (супруги совершают реальный или символич. половой акт на засаженном поле и т. п.). В далеком прошлом как форма той же магии передачи земле человеч. половой силы практиковалось принесение в жертву земле юноши или девушки. Из уподобления плодородия земли женской способности деторождения у мн. народов возникли женские олицетворения земли, посеянных растений, урожая (напр., мифологич. «мать риса» у народов Юго-Вост. Азии, женское божество маиса у индейцев Сев. Америки). Отсюда и образы Великой матери (богини др.-вост. религий), в к-рых черты земледельч. божества слились с олицетворепием половой любви, брака, деторождения (Исида в Египте, Иштар в Месопотамии, Астарта в Финикии, Кибела в М. Азии и др.). Культы Великой матери оказали большое влияние на формирование христ. представления о богородице. Наряду с женскими, возникали и мужские олицетворения засеянного поля и урожая {Осирис, Таммуз, Адонис, Триптолем и др.). Посев зерна (захоронение в землю) и произрастание растений (возрождение зерна) мифологически олицетворялись как умирание (умерщвление) и воскресение этих божеств; здесь отчасти сказалась и практика человеч. жертвоприношений. Образы названных божеств - сложные, но черты земледельч. богов в них отчетливо видны. Их культы во многом были астральными (солярными), т. к. зависимость времен года (земледельч. сезонов) от положения небесных тел, особенно Солнца, на небе была замечена в глубокой древности. Астральные культы по своему происхождению - культы аграрные. Черты земледельч. бога вплелись, наряду с другими, и в сложный образ Иисуса Христа в раннем христианстве. В христ. обрядности элементы 3. к. вообще весьма значительны, особенно среди крестьянства, у к-рого христ. церковные праздники слились с древними земледельч. обрядами, приуроченными к посеву, жатве и пр. Пережитки дохрист. 3. к.: олицетворение урожая как «хлебной матери», «хлебной девушки», «ржаного волка», «ржаной собаки» и т. п. и разные обряды в честь их даже у народов Европы, особенно у германских, сохранялись до недавнего времени. С А. Токарев