ЗЕЛЕНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
цвет, символизирующий весну, созревание, плодородие, воскрешение, жизнь. Зеленый цвет обозначает непрерывность. Выражение «вечнозеленый» подразумевает бессмертие, как производное от смеси желтого, земли, и синего, неба, представляет собой мост от природного к сверхъестественному. Планетарное соответствие — Венера. Вместе с тем зеленый — цвет незрелости. Может относиться к человеку, не достигшему соответствующего возраста и опыта. Символизирует также избыток, процветание, стабильность. В силу этого многие народы избрали для своих денег зеленую семантику. Бумажные деньги, которые правительство США стало выпускать в 1862, получили название greenback — «зеленая оборотная сторона», поскольку зеленой являлась действительно только оборотная сторона банкноты. На сленге современных россиян «зелеными» или «гринами» называют американские доллары. С другой стороны, в некоторых европейских странах банкротам предписывалось носить головные уборы зеленого цвета. Флаг зеленого цвета в море сигнализировал о кораблекрушении. Зеленый сигнал светофора означает, что путь свободен. Такое его предназначение было стандартизировано в Великобритании с 1893, а в США двадцатью годами позже. Прежде зеленый цвет служил знаком предостережения, белый — свободы движения, красный — запрета. Зеленым изображался воскресающий бог Осирис. С другой стороны, зеленый является цветом плесени и разложения. В германской мифологии зеленая краска принадлежит эльфам. По причине озорства последних зеленый цвет символизирует непослушание и проказы. Зеленая семантика характеризует зависть и ревность. Во время христианских богослужений между Крещением и Троицей предписывалась зеленая цветовая символика. Зеленой в национальном фольклоре именуется Ирландия, зеленой семантики придерживается и ирландское освободительное движение. На современных государственных флагах зеленый компонент помещается, как правило, в целях подчеркнуть особую роль сельского хозяйства или наличие больших лесных массивов. Российская империя на политических картах изображается чаще всего зеленой. Зеленое знамя — один из главных символов ислама. Только совершивший хадж имеет право повязывать «зеленую чашу». Астрологически зеленый цвет соответствует пятнице — выходному дню мусульман. «Зеленая книга» является наряду с Кораном основополагающим духовным каноном Ливийской Джамахирии. Знамя зеленого цвета было у кадетской партии в России. Вместе с тем Зеленой армией назывались в Гражданскую войну крестьяне-повстанцы, воюющие как против белых, так и против красных. В настоящее время «партией зеленых» именуются сторонники сохранения экологии и пацифисты. В геральдике зеленый определяется термином «верт» (сокращенно vt). При черно-белом изображении герба зеленый цвет передается диагональными линиями, идущими слева направо. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ЗЕЛЕНЫЕ
движение в защиту окружающей среды. Как явление политической жизни появляются на Западе, преимущественно в Германии, в 1970-х годах после краха новых левых. Тогда интеграция угнетаемых в общество потребления стала настолько очевидна, что борцы против капитализма и государства бросились искать новый антагонизм. В конце 1970-х годов 3. действительно превратились в самый мощный антисистемный проект.
Стройной идеологии у 3. не было — такая себе смесь из социализма, анархо-коммунизма, либертизма (передачи полномочий местным органам власти), борьбы за права животных, антиядерного пафоса и призывов к ограничению потребления. Главный догмат гласит, что капиталистическая экономика иррациональна и контрпродуктивна, создает не оправданное потребностями человека избыточное давление на окружающую среду, чреватое катастрофой, сравнимой по последствиям с ядерной войной. Варварская эксплуатация природных ресурсов ведет к их скорейшему исчерпанию, из- за чего прекратится индустриальное развитие, а возможно, и существование человечества. Значит, необходимо ограничить промышленные выбросы в воздух и воду, уже сегодня перейти к рациональному использованию ресурсов. Одна из самых больших страшилок 3. — парниковый эффект, разогрев атмосферы, ведущий к таянию льдов и глобальному наводнению. Хотя изменение климата действительно началось, конец света так и не наступил, а испуганные капиталисты договорились об ограничении выбросов в атмосферу. Чем доказали, что конфликт индустрии и природы глубок, но преодолим.
В любом случае, верх взяли 3.-прагматики. Они и вошли в коалиционное правительство Германии. С ними связано политическое поражение партии: бомбардировки в Сербии и первое после Второй мировой участие федеральных войск в операциях за рубежом стали возможны при содействии правительства, в котором «зеленый» Йошка Фишер (бывший леворадикал и уличный боец с полицией) занимал пост министра иностранных дел. Показательна и внутренняя политика 3., например, голосование за ограничение прав иммигрантов на въезд в Германию.
Экологические требования стали составной частью программ большинства парламентских и внепарламентских партий. Даже часть нацистских группировок начала выступать под лозунгами защиты окружающей среды. В то же время в развивающихся и постсоциалистических странах экологическое движение подвергается критике со стороны традиционных левых не только как заговор монополий, направленный на ограничение развития (Латинская Америка), но и как несостоятельное с точки зрения здравого смысла (Восточная Европа). Например, в конце 1990-х годов в реках Луганской области (Украина) появились раки — развал промышленности сделал окружающую среду более пригодной для животных, но люди при этом погрязли в нищете и безысходности. Борьба середины 1990-х годов против Одесского нефтяного терминала, объективно вредного для окружающей среды, сейчас может рассматриваться как проект сохранения российской транспортной монополии на нефть Каспия (более цивилизованный метод, чем фактическое расчленение Грузии с помощью войск РФ и вооруженных сепаратистов).
Экология часто является инструментом монополий в их борьбе друг с другом. На Украине и в Грузии партии 3. на определенном этапе стали полигоном, где молодые представители государственной и корпоративной бюрократии набирались опыта или реализовывали свои политические амбиции. А радикальные экологи России и Украины (наподобие «Хранителей радуги») растворились в системе коррумпированных неправительственных организаций. Экономическая мотивация — грантов на всех не хватит — стала причиной, по которой активисты не очень стремились к расширению числа участников. Падение актуальности 3. идей в мире усилило кризис экологического движения и в СНГ. На данный момент «пациент скорее мертв, чем жив».
[В. Задирака]
СМ.: Анархизм, Антиглобализм, Радикал.
Стройной идеологии у 3. не было — такая себе смесь из социализма, анархо-коммунизма, либертизма (передачи полномочий местным органам власти), борьбы за права животных, антиядерного пафоса и призывов к ограничению потребления. Главный догмат гласит, что капиталистическая экономика иррациональна и контрпродуктивна, создает не оправданное потребностями человека избыточное давление на окружающую среду, чреватое катастрофой, сравнимой по последствиям с ядерной войной. Варварская эксплуатация природных ресурсов ведет к их скорейшему исчерпанию, из- за чего прекратится индустриальное развитие, а возможно, и существование человечества. Значит, необходимо ограничить промышленные выбросы в воздух и воду, уже сегодня перейти к рациональному использованию ресурсов. Одна из самых больших страшилок 3. — парниковый эффект, разогрев атмосферы, ведущий к таянию льдов и глобальному наводнению. Хотя изменение климата действительно началось, конец света так и не наступил, а испуганные капиталисты договорились об ограничении выбросов в атмосферу. Чем доказали, что конфликт индустрии и природы глубок, но преодолим.
В любом случае, верх взяли 3.-прагматики. Они и вошли в коалиционное правительство Германии. С ними связано политическое поражение партии: бомбардировки в Сербии и первое после Второй мировой участие федеральных войск в операциях за рубежом стали возможны при содействии правительства, в котором «зеленый» Йошка Фишер (бывший леворадикал и уличный боец с полицией) занимал пост министра иностранных дел. Показательна и внутренняя политика 3., например, голосование за ограничение прав иммигрантов на въезд в Германию.
Экологические требования стали составной частью программ большинства парламентских и внепарламентских партий. Даже часть нацистских группировок начала выступать под лозунгами защиты окружающей среды. В то же время в развивающихся и постсоциалистических странах экологическое движение подвергается критике со стороны традиционных левых не только как заговор монополий, направленный на ограничение развития (Латинская Америка), но и как несостоятельное с точки зрения здравого смысла (Восточная Европа). Например, в конце 1990-х годов в реках Луганской области (Украина) появились раки — развал промышленности сделал окружающую среду более пригодной для животных, но люди при этом погрязли в нищете и безысходности. Борьба середины 1990-х годов против Одесского нефтяного терминала, объективно вредного для окружающей среды, сейчас может рассматриваться как проект сохранения российской транспортной монополии на нефть Каспия (более цивилизованный метод, чем фактическое расчленение Грузии с помощью войск РФ и вооруженных сепаратистов).
Экология часто является инструментом монополий в их борьбе друг с другом. На Украине и в Грузии партии 3. на определенном этапе стали полигоном, где молодые представители государственной и корпоративной бюрократии набирались опыта или реализовывали свои политические амбиции. А радикальные экологи России и Украины (наподобие «Хранителей радуги») растворились в системе коррумпированных неправительственных организаций. Экономическая мотивация — грантов на всех не хватит — стала причиной, по которой активисты не очень стремились к расширению числа участников. Падение актуальности 3. идей в мире усилило кризис экологического движения и в СНГ. На данный момент «пациент скорее мертв, чем жив».
[В. Задирака]
СМ.: Анархизм, Антиглобализм, Радикал.
Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия
ЗЕЛЕНЫЕ
одно из новых социальных движений общедемократического характера (см. Массовые демократические движения), возникших в последние десятилетия в развитых капиталистических странах. В настоящее время партийные организации «3.» сложились в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и нек-рых др. странах. Наиболее весомую роль «3.» играют в политической жизни ФРГ. Их участники - гл. обр. представители новых средних слоев, состоящих из лиц наемного труда. В условиях НТР эта категория работников заметно разрастается, вступая в острые противоречия с системой государственно-монополистического господства.
Гонка вооружений, угроза ядерной катастрофы, нарастающий экономический кризис и многочисленные вопиющие факты массового разрушения окружающей среды, обострение др. глобальных проблем приводят участников движений «3.» к осознанию бесперспективности существующих буржуазных общественных порядков. Принадлежа к тем слоям, к-рые в целом до кон. 70-х гг. отличались относительной политической пассивностью, «3.» сегодня выдвигают, как правило, актуальные, узкоконкретные требования, не подрывающие в принципе основ капитализма, однако заметно затрагивающие интересы его правящей элиты.
Вместе с тем они не принимают (или пока еще не готовы принять) социалистическую альтернативу. Характерными чертами идеологии «3.» являются: неприятие многих проявлений капиталистического общества; недоверие к его традиционным политическим институтам как воплощению классового господства, несправедливости и игнорирования ценности индивида; принципиальное отрицание господствующих направлений развития производительных сил в рамках т. н. «индустриальной системы».
В ней они видят корни отчуждения, однобокого развития личности, моральной деградации, гигантского роста общественно бесполезных или опасных направлений развития производства (напр., военный бизнес, атомная энергетика, химическая индустрия и т. п.). «3.» усиленно акцентируют внимание в своих призывах на абстрактно-гуманистических идеалах — равенстве, свободе, справедливости, уничтожении эксплуатации я любых форм насилия над человеческой личностью без классовой конкретизации причин. Всемерно подчеркивается приоритет духовной стороны жизни и человеческого общения, к-рые противопоставляются «материалистическим интересам», отождествляемым с погоней за деньгами, престижем, социальными благами и привилегиями.
Важная особенность идеологических установок «3.» — ориентация на создание разукрупненных, децентрализованных и диверсифицированных общественных структур (т.н. «малых социальных сетей»), способных функционировать в гармонии с природой и обеспечить тем самым экологическую модернизацию общества, т. е. освободить его от насилия над окружающей средой, а также подорвать основу эксплуатации человека человеком.
Для «3.» характерно игнорирование самого понятия «производственные отношения», растворение различия между капиталистическим и социалистическим обществами в неких общих признаках «индустриализма». При этом, естественно, социализму приписываются многие одиозные проявления буржуазных порядков. Провозглашая тезис о равной ответственности всех участников «индустриальной системы», т.е. и капиталистов и рабочих, за подрыв естественных основ существования человека, «3.» в качестве осн. общественного конфликта провозглашают (вместо противоречия между трудом и капиталом) столкновение интересов населения с «формальными» структурами, управляемыми бюрократией и технократами, пользующимися чрезмерной властью. Отсюда — ярко выраженное стремление «3.» освободиться самим и освободить общество от всех централизованных институтов, использующих авторитет, власть, принуждение, а также популярный среди участников этих движений лозунг «не реформа, не революция, а замещение». Т.о., самой идее социальной революции, а также практике классовой, и прежде всего, политической борьбы противопоставляется утопический идеал ненасильственного сопротивления, постоянного самосовершенствования людей, изменения их сознания и пробуждения совести. Однако при всей нечеткости и аморфности, а также заметной индивидуалистической ориентации идеологических установок «3.» явно просматривается общая антимонополистическая и антиимпериалистическая направленность их идейной платформы. Отсюда возрастающее значение критического и одновременно доброжелательного марксистского анализа идеологических позиций и практического политического опыта движений «3.», совместных или параллельных действий и акции с ними.
Гонка вооружений, угроза ядерной катастрофы, нарастающий экономический кризис и многочисленные вопиющие факты массового разрушения окружающей среды, обострение др. глобальных проблем приводят участников движений «3.» к осознанию бесперспективности существующих буржуазных общественных порядков. Принадлежа к тем слоям, к-рые в целом до кон. 70-х гг. отличались относительной политической пассивностью, «3.» сегодня выдвигают, как правило, актуальные, узкоконкретные требования, не подрывающие в принципе основ капитализма, однако заметно затрагивающие интересы его правящей элиты.
Вместе с тем они не принимают (или пока еще не готовы принять) социалистическую альтернативу. Характерными чертами идеологии «3.» являются: неприятие многих проявлений капиталистического общества; недоверие к его традиционным политическим институтам как воплощению классового господства, несправедливости и игнорирования ценности индивида; принципиальное отрицание господствующих направлений развития производительных сил в рамках т. н. «индустриальной системы».
В ней они видят корни отчуждения, однобокого развития личности, моральной деградации, гигантского роста общественно бесполезных или опасных направлений развития производства (напр., военный бизнес, атомная энергетика, химическая индустрия и т. п.). «3.» усиленно акцентируют внимание в своих призывах на абстрактно-гуманистических идеалах — равенстве, свободе, справедливости, уничтожении эксплуатации я любых форм насилия над человеческой личностью без классовой конкретизации причин. Всемерно подчеркивается приоритет духовной стороны жизни и человеческого общения, к-рые противопоставляются «материалистическим интересам», отождествляемым с погоней за деньгами, престижем, социальными благами и привилегиями.
Важная особенность идеологических установок «3.» — ориентация на создание разукрупненных, децентрализованных и диверсифицированных общественных структур (т.н. «малых социальных сетей»), способных функционировать в гармонии с природой и обеспечить тем самым экологическую модернизацию общества, т. е. освободить его от насилия над окружающей средой, а также подорвать основу эксплуатации человека человеком.
Для «3.» характерно игнорирование самого понятия «производственные отношения», растворение различия между капиталистическим и социалистическим обществами в неких общих признаках «индустриализма». При этом, естественно, социализму приписываются многие одиозные проявления буржуазных порядков. Провозглашая тезис о равной ответственности всех участников «индустриальной системы», т.е. и капиталистов и рабочих, за подрыв естественных основ существования человека, «3.» в качестве осн. общественного конфликта провозглашают (вместо противоречия между трудом и капиталом) столкновение интересов населения с «формальными» структурами, управляемыми бюрократией и технократами, пользующимися чрезмерной властью. Отсюда — ярко выраженное стремление «3.» освободиться самим и освободить общество от всех централизованных институтов, использующих авторитет, власть, принуждение, а также популярный среди участников этих движений лозунг «не реформа, не революция, а замещение». Т.о., самой идее социальной революции, а также практике классовой, и прежде всего, политической борьбы противопоставляется утопический идеал ненасильственного сопротивления, постоянного самосовершенствования людей, изменения их сознания и пробуждения совести. Однако при всей нечеткости и аморфности, а также заметной индивидуалистической ориентации идеологических установок «3.» явно просматривается общая антимонополистическая и антиимпериалистическая направленность их идейной платформы. Отсюда возрастающее значение критического и одновременно доброжелательного марксистского анализа идеологических позиций и практического политического опыта движений «3.», совместных или параллельных действий и акции с ними.