ЗАВЬЯЛОВА Маргарита Павловна

Найдено 1 определение
ЗАВЬЯЛОВА Маргарита Павловна
(р. 3.3.1939) — спец. в обл. теории познания; д. филос. н., проф. Р. в г. Топки Кемеровской обл. Окончила ист.-филол. ф-т Томского ун-та (1961). Работала на кафедре филос. в Томском ун-те: прошла путь от лаборантки до проф.; с 1990 — зав. кафедрой, декан филос. ф-та этого ун-та. Канд. дисс. — «Проблема моделирования в историческом исследовании» (1970). Докт. дисс. — «Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты» (1990). Работает над методол. и гносеол. проблемами соц.-ист. познания. Центр, место в ее иссл. занимает проблема преемственности. Последняя рассматривается как фундаментальная закономерность, одновременно выступающая объектом познания и детерминантой развития соц.-ист. науки. Согласно 3., соотношение прогресса и регресса в развитии разл. обл. обществ, жизни, в т. ч. и науки, зависит от того, что воспроизводит преемственная связь в качестве исходной основы — исторически преходящие, особенные, или непреходящие, конкретновсеобщие, формы и ценности. Преемственность обосновывается как особый методол. принцип соц.-ист. познания, для к-рого характерны определ. функции. Так, показывается, что эвристическая функция заключается в регуляции процесса использования накопленного знания в науч. творч.; объяснительная функция состоит в ориентациии иссл. на раскрытие преемственных связей и форм их проявления в изучаемых ист. процессах. 3. исследует также проблемы филос. образования. Она анализирует филос. основания разработки новых стратегий образования, приходит к выводу о необходимости сохранения непреходящих дух. ценностей рос. культуры в качестве фундаментальной основы новой образовательной модели. Считает, что возрождение России должно начаться с возрождения во многом утраченных дух. основ нац. рус. образования (стремление не просто к познанию мира, но и к постижению нравственного принципа мироздания; желание победы «истинного бытия» над ложью, неправдой и несправедливостью). 3. анализирует методол., теор. и методические вопросы многоуровнего университетского образования, в т. ч. филос.
Соч.: Теория и модель в историческом исследовании // Вопросы научной теории как формы мышления. Томск, 1970; О механизме преемственности в исторической науке. (В соавт.) // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983; Единство и преемственность сознания. (В соавт.). Томск, 1988; Динамика социального знания и практика. Томск, 1989; История мысли как необходимый компонент исследования социальной науки // Формы и методы социального познания. Калинин, 1989; К вопросу о философской основе новой образовательной модели // Проблемы духовного становления и духовной защиты личности. Томск, 1996; Классическое образование как идеал гуманистической культуры // Основные направления раз вития университетского педагогического образования. Томск, 1996; Методы научного исследования. Томск, 2007; Социокультурные предпосылки возникновения наук об обществе и человеке // Эпистемология: основная проблематика и эволюция подходов в философии науки. Томск; Кемерово, 2007; Структура научного дискурса в социогуманитарном познании // Там же.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009