Зависть
Зависть
чувства, испытываемые человеком по поводу чужого превосходства. В повседневном обиходе З. разделяют на «белую» и «черную». В первом случае З. включает в себя восхищение успехами другого с примесью неудовлетворенности собой и оказывает стимулирующее воздействие на поведение. Во втором – З. образует смесь недовольства своим положением, неприязнь к другому, желание нанести ему вред. Именно в этом смысле говорят о З. как о «матери всех пороков».
ЗАВИСТЬ
(Neid) — порок, который состоит в том, что завистник не желает добра тому, кто обладает имуществом, способностями, кому сопутствует успех, кто счастлив и т. д. Чтобы скрыть свой порок от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, успеха добился хитростью, а способности его — чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Ressentiment.
Н. Schoeck. Der N. Eine Theorie der Gesellschaft, 1966.
Н. Schoeck. Der N. Eine Theorie der Gesellschaft, 1966.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Зависть
Зависть - третья из психологических причин, которыми мы объясняем несовершенства действительного мира - зависит у большинства натур от той общей неудовлетворенности, которая происходит из недостатка свободного развития, из подавления инстинкта и из невозможности реализации желаемого счастья [и осознаваемых способностей - АБ].
Зависть не может быть излечена проповедью; проповедь, в лучшем случае, только изменит ее проявления и приведет к более скрытым формам. За исключением тех редких натур, у которых великодушие преобладает при любых обстоятельствах, единственное лечение от зависти - это свобода и радость жизни [самореализация, осмысленность - АБ].
Среди всех свойств обычной человеческой природы зависть приносит больше всего несчастья. Завистливый человек не только желает причинять несчастье другим и делает это, когда только можно, безнаказанно, но он и сам расплачивается несчастьем за зависть. Вместо радости от того, что у него есть, он испытывает боль из-за того, что имеют другие [отнести это можно не только к вещам и должностям - АБ].
Зависть
одно из человеческих качеств, чувство, которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человека и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невозможно, в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно...
В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль, брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть.
Ассоциативный блок.
Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.
В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль, брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть.
Ассоциативный блок.
Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ЗАВИСТЬ
разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида, его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Психологическая основа зависти – несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это т. н. "белая зависть" – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти – "черная зависть" – негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой н прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ЗАВИСТЬ
неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия (Эгоизм) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание, чтобы др. потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.
Источник: Словарь по этике
ЗАВИСТЬ
Дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, а также Силы и Мощи. Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру Победу. З. в мифологии представлялась уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка беспреррывно капает яд. З. живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается эта богиня исключительно змеиным мясом.
З. улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что комуто в этом мире хорошо. Больше всего она ненавидит, когда ктото добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.
Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы временами используют ее в своих целях. Так, помощью З. воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед ней Аглавры.
Источник: Словарь греческой мифологии
ЗАВИСТЬ
чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока. Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам «социально полезными способами» обрести лелеемое благо, а также от «белой», или «кроткой», зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завистью, входит также злорадство.
Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.
А. В. Прокофьев
Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.
А. В. Прокофьев
Источник: Новая философская энциклопедия
Зависть
(Envy).
В ВЗ словоqana ? и его производные переводятся чаще всего как "зависть", а в нескольких случаях как "ревнитель", "ревность". Буквальное значение еврейского корня " сильно покраснеть", "зардеться" (от полноты чувств).
В качестве примеров в. з. употребления этого слова можно привести Быт 30:1 (Рахиль завидует своей сестре Лии, родившей детей их мужу Иакову, в то время как она сама никак не может забеременеть) и Быт 37:11 (братья Иосифа завидуют ему, когда услышали истолкование его сна).
Внекрых в. з. отрывках содержатся антропоморфические образы Божьей "ревности" (Исх 20:5, в контексте заповеди против поклонения другим богам; Втор 4:24, запрет на идолопоклонство). Кальвин пишет о второй заповеди: "Бог словно говорит нам, что только Его одного мы должны держаться… Нельзя воздавать другому того, что принадлежит Ему" ("Наставления…", 2;8.16.18).
В. з. выражение, буквально означающее "злой глаз", "подозрительно (злобно) глядеть", также служит для описания зависти (ревности). В 1 Цар 18:9 посредством глагола "подозрительно глядеть" передается зависть Саула к Давиду, одержавшему несколько побед. Необходимо отметить, что зависть Саула порождена злым духом от него отвернулся Дух Божий (1 Цар 16:1416). В духе в. з. отрицания дуализма источником злого духа считается сам Бог.
Выражение "завистливое око" встречается ивНЗ(Мк7:22, где в списке греховных деяний оно обозначает "зависть"). Обычно понятиями "зависть", " ревность" в н. 3. переводах передаются греч.phthoneo nphthonos. В Гал 5:26 употреблен глаголphthoneo ("завидовать"), крый противопоставляется жизни "по духу". Как замечает Д.Х.Филд, "зависть" присутствует сразу в нескольких списках грехов, крые приводятся в Павловых посланиях. В Рим 1:29 "зависть" черта тех, кого "предал Бог… превратному уму"; в Гал 5:21 "дела плоти"; в Тит 3:3 характерная черта людей до обращения, исчезающая у тех, кто обрел спасение; в 1 Тим 6:4 погруженность в псевдохристианские "состязания и словопрения".
Когда иудеи привели Иисуса на суд и требовали Его распятия, ими, конечно, двигала зависть, а не преданность Риму (см. особенно Мк 15:10). Это хорошо понял Пилат (Мф 27:18).
Значениеphthonos в Иак 4:5 двояко (или не совсем ясно) может иметься в виду и завистливая природа человеческого духа, и черта самого Бога, Который "до ревности (см. Исх 20:5) любит дух, живущий в нас". Полный обзор дискуссии см. у С. Jloca.
"Ревность" иногда имеет положительный смысл, но "зависть" рассматривается как неизменно плохая черта. Самым красноречивым в этом смысле оказывается пример Саула, чья зависть к Давиду "больше подорвала его здоровье, чем сама старость" (Р. Маккракен). Зависть заслуженно числится среди главных ("смертных") грехов.
V.CRUZ(nep. Ю.Т.) Библиография: D.H. Field,NIDNTT, I, 55758; S. Laws,The Epistle of James; R.J. MacCracken,What is Sin? What is Virtue?
В ВЗ словоqana ? и его производные переводятся чаще всего как "зависть", а в нескольких случаях как "ревнитель", "ревность". Буквальное значение еврейского корня " сильно покраснеть", "зардеться" (от полноты чувств).
В качестве примеров в. з. употребления этого слова можно привести Быт 30:1 (Рахиль завидует своей сестре Лии, родившей детей их мужу Иакову, в то время как она сама никак не может забеременеть) и Быт 37:11 (братья Иосифа завидуют ему, когда услышали истолкование его сна).
Внекрых в. з. отрывках содержатся антропоморфические образы Божьей "ревности" (Исх 20:5, в контексте заповеди против поклонения другим богам; Втор 4:24, запрет на идолопоклонство). Кальвин пишет о второй заповеди: "Бог словно говорит нам, что только Его одного мы должны держаться… Нельзя воздавать другому того, что принадлежит Ему" ("Наставления…", 2;8.16.18).
В. з. выражение, буквально означающее "злой глаз", "подозрительно (злобно) глядеть", также служит для описания зависти (ревности). В 1 Цар 18:9 посредством глагола "подозрительно глядеть" передается зависть Саула к Давиду, одержавшему несколько побед. Необходимо отметить, что зависть Саула порождена злым духом от него отвернулся Дух Божий (1 Цар 16:1416). В духе в. з. отрицания дуализма источником злого духа считается сам Бог.
Выражение "завистливое око" встречается ивНЗ(Мк7:22, где в списке греховных деяний оно обозначает "зависть"). Обычно понятиями "зависть", " ревность" в н. 3. переводах передаются греч.phthoneo nphthonos. В Гал 5:26 употреблен глаголphthoneo ("завидовать"), крый противопоставляется жизни "по духу". Как замечает Д.Х.Филд, "зависть" присутствует сразу в нескольких списках грехов, крые приводятся в Павловых посланиях. В Рим 1:29 "зависть" черта тех, кого "предал Бог… превратному уму"; в Гал 5:21 "дела плоти"; в Тит 3:3 характерная черта людей до обращения, исчезающая у тех, кто обрел спасение; в 1 Тим 6:4 погруженность в псевдохристианские "состязания и словопрения".
Когда иудеи привели Иисуса на суд и требовали Его распятия, ими, конечно, двигала зависть, а не преданность Риму (см. особенно Мк 15:10). Это хорошо понял Пилат (Мф 27:18).
Значениеphthonos в Иак 4:5 двояко (или не совсем ясно) может иметься в виду и завистливая природа человеческого духа, и черта самого Бога, Который "до ревности (см. Исх 20:5) любит дух, живущий в нас". Полный обзор дискуссии см. у С. Jloca.
"Ревность" иногда имеет положительный смысл, но "зависть" рассматривается как неизменно плохая черта. Самым красноречивым в этом смысле оказывается пример Саула, чья зависть к Давиду "больше подорвала его здоровье, чем сама старость" (Р. Маккракен). Зависть заслуженно числится среди главных ("смертных") грехов.
V.CRUZ(nep. Ю.Т.) Библиография: D.H. Field,NIDNTT, I, 55758; S. Laws,The Epistle of James; R.J. MacCracken,What is Sin? What is Virtue?
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ЗАВИСТЬ
чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, к-рые отсутствуют у завистника, сопровождающееся желанием, чтобы соперник их лишился. Это желание ведет, как правило, не к попыткам «социально полезными способами» обрести данное благо (т.н. «соревновательная» или «подражательная» 3.), а к стремлению к воображаемому или реальному лишению его другого, что и служит дополнительным квалифицирующим признаком 3. как порока. Наряду с указанными видами З. выделяется «белая», или «кроткая» (Дж. Ролз) 3., к-рая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага.
В комплекс эмоциональных реакций, связанных с 3., входит также злорадство. Соотношение 3. и злорадства было предметом постоянной рефлексии в этической мысли и нравоучительной лит-ре. Для античного сознания, пронизанного духом соревновательности (aycbv), рассуждение об истоках и свойствах 3. было чрезвычайно характерным. Уже Геродот говорит об ее изначальной укорененности в природе человека. Аристотель включает 3., наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Она представляет собой свойство человека получать удовольствие и претерпевать страдания «от происходящего с окружающими». Пороком в собственном смысле, по Аристотелю, является не 3., а «завистливость» — такой склад души, при к-ром нас огорчает «благоденствие любого человека, будь оно заслуженно или не заслуженно». Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель, именуемую «негодование». Второй крайностью в проявлении 3., по мнению Аристотеля, является порок «злорадства». Он связан с неспособностью страдать по поводу происходящего с другими, что позволяет испытывать радость от чужой беды.
В православной аскетической схеме восьми порочных помыслов 3. не получила самостоятельного места. Она трактовалась в качестве одного из побочных следствий сребролюбия.
В католической традиции 3. входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По И.Канту, 3. есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. Источником 3. служит неумение оценивать собственное благо по его «внутреннему достоинству», т.е. без сравнения с благом других.
В процессе превращения 3. из природного импульса в порок Кант выделяет появление ее активного компонента стремление разрушить счастье другого. Это делает 3. нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Злорадство, хотя и прямо не соотносится Кантом с 3., имеет схожий психологический исток - оценивание своего блага только в сравнении с благом другого, но уже по закону контраста. А.Шопенгауэр определяет 3. не через неопределенное недовольство, вряд ли встречающееся в чистом виде, а напрямую через «зложелательство, возбуждаемое чужим счастьем, состоянием и преимуществами». Он относит 3. к тем порокам, к-рые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество, хотя, конечно, неизбежные «коллизии эгоизма», равно как и «объективные» основания для негативной оценки ближнего, играют роль в ее генезисе. Несколько прикрытая благоразумием и вежливостью 3. является общераспространенным феноменом, представляя собой мысленное продолжение «войны всех против всех». Самые непримиримые и злокачественные ее виды возникают по отношению к личным качествам соперника, в т.ч. к его добродетели.
В этом случае завистнику не остается никакой надежды на внешние обстоятельства, к-рые могли бы лишить соперника преимуществ, и он вынужден перестраивать собственную шкалу ценностей — ненавидеть то, что «должен любить и чтить». 3., по Шопенгауэру, лишь в некотором отношении противоположна злорадству, в целом же отличается от него лишь глубиной ненависти и злобы. Злорадство и, соответственно, 3. трактуются Шопенгауэром как важнейшие предпосылки реальной жестокости. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной 3. на социальную, с «конкретной» на «общую», в терминологии Ролза, к-рый проводит разграничение между негодованием, имеющим под собой строгое обоснование несоответствия отвергаемых ин-тов справедливости, и 3. Последнюю отличает иррациональное стремление лишить кого-либо «больших выгод, даже если нам самим придется чемто поступиться». Однако Ролз, в отличие от Ф.Ницше, не склонен считать, что все современные тенденции к равенству диктуются 3., ведь в этом случае любая консервативная концепция справедливости могла бы, в свою очередь, считаться проявлением простого недоброжелательства к низшим классам. Более того, Ролз настаивает на существовании «извинительной» 3. в тех случаях, когда, несмотря на общую деструктивность действий, «положение человека [или группы], определяемое индексом объективных первичных благ», по вине общественного устройства ведет к потере «положительного самоуважения» и не создает перспектив самореализации. Такое чувство 3. «неиррационально», а удовлетворение сопровождающей его злобы отчасти оправданно, поскольку в действительности сделало бы «самочувствие» групп и индивидов лучшим. См. Рессентимент. Л и т.: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Зарин СМ. Аскетизм по православнохристианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Православный паломник, 1996; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. (2). М.: Мысль, 1965; Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 421-437; Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Bloomfield M.W. The Seven Deadly Sins. An Introduction of a Religious Concept with Special Reference to Medieval English Literature. Michigan: State College Press, 1952. А.В.Прокофьев
В комплекс эмоциональных реакций, связанных с 3., входит также злорадство. Соотношение 3. и злорадства было предметом постоянной рефлексии в этической мысли и нравоучительной лит-ре. Для античного сознания, пронизанного духом соревновательности (aycbv), рассуждение об истоках и свойствах 3. было чрезвычайно характерным. Уже Геродот говорит об ее изначальной укорененности в природе человека. Аристотель включает 3., наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Она представляет собой свойство человека получать удовольствие и претерпевать страдания «от происходящего с окружающими». Пороком в собственном смысле, по Аристотелю, является не 3., а «завистливость» — такой склад души, при к-ром нас огорчает «благоденствие любого человека, будь оно заслуженно или не заслуженно». Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель, именуемую «негодование». Второй крайностью в проявлении 3., по мнению Аристотеля, является порок «злорадства». Он связан с неспособностью страдать по поводу происходящего с другими, что позволяет испытывать радость от чужой беды.
В православной аскетической схеме восьми порочных помыслов 3. не получила самостоятельного места. Она трактовалась в качестве одного из побочных следствий сребролюбия.
В католической традиции 3. входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По И.Канту, 3. есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. Источником 3. служит неумение оценивать собственное благо по его «внутреннему достоинству», т.е. без сравнения с благом других.
В процессе превращения 3. из природного импульса в порок Кант выделяет появление ее активного компонента стремление разрушить счастье другого. Это делает 3. нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Злорадство, хотя и прямо не соотносится Кантом с 3., имеет схожий психологический исток - оценивание своего блага только в сравнении с благом другого, но уже по закону контраста. А.Шопенгауэр определяет 3. не через неопределенное недовольство, вряд ли встречающееся в чистом виде, а напрямую через «зложелательство, возбуждаемое чужим счастьем, состоянием и преимуществами». Он относит 3. к тем порокам, к-рые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество, хотя, конечно, неизбежные «коллизии эгоизма», равно как и «объективные» основания для негативной оценки ближнего, играют роль в ее генезисе. Несколько прикрытая благоразумием и вежливостью 3. является общераспространенным феноменом, представляя собой мысленное продолжение «войны всех против всех». Самые непримиримые и злокачественные ее виды возникают по отношению к личным качествам соперника, в т.ч. к его добродетели.
В этом случае завистнику не остается никакой надежды на внешние обстоятельства, к-рые могли бы лишить соперника преимуществ, и он вынужден перестраивать собственную шкалу ценностей — ненавидеть то, что «должен любить и чтить». 3., по Шопенгауэру, лишь в некотором отношении противоположна злорадству, в целом же отличается от него лишь глубиной ненависти и злобы. Злорадство и, соответственно, 3. трактуются Шопенгауэром как важнейшие предпосылки реальной жестокости. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной 3. на социальную, с «конкретной» на «общую», в терминологии Ролза, к-рый проводит разграничение между негодованием, имеющим под собой строгое обоснование несоответствия отвергаемых ин-тов справедливости, и 3. Последнюю отличает иррациональное стремление лишить кого-либо «больших выгод, даже если нам самим придется чемто поступиться». Однако Ролз, в отличие от Ф.Ницше, не склонен считать, что все современные тенденции к равенству диктуются 3., ведь в этом случае любая консервативная концепция справедливости могла бы, в свою очередь, считаться проявлением простого недоброжелательства к низшим классам. Более того, Ролз настаивает на существовании «извинительной» 3. в тех случаях, когда, несмотря на общую деструктивность действий, «положение человека [или группы], определяемое индексом объективных первичных благ», по вине общественного устройства ведет к потере «положительного самоуважения» и не создает перспектив самореализации. Такое чувство 3. «неиррационально», а удовлетворение сопровождающей его злобы отчасти оправданно, поскольку в действительности сделало бы «самочувствие» групп и индивидов лучшим. См. Рессентимент. Л и т.: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Зарин СМ. Аскетизм по православнохристианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Православный паломник, 1996; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. (2). М.: Мысль, 1965; Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 421-437; Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Bloomfield M.W. The Seven Deadly Sins. An Introduction of a Religious Concept with Special Reference to Medieval English Literature. Michigan: State College Press, 1952. А.В.Прокофьев
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001