(р. 19.1.1924) — спец. по соц. философии; д. филос. н., проф. Р. в с. Баргузин (Бурятия). Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1951), там же асп. (1954). С 1954 работает в Бурятском гос. ун-те (до 1995 — пед. ин-т). В 1963-93 — зав. кафедрой филос, в наст. вр. — профессор-консультант этой кафедры. Докт. дисс. — «Национальные отношения: сущность, законы развития (философско-социологический аспект проблемы)» (1979). 3. — Заслуженный деятель науки РФ и Республики Бурятия, Почетный член Международной Академии наук высшей школы СО РАН. В работах по нац. отношениям 3. обосновывал необходимость филос.-социол. иссл. этнонациональной сферы социума, относящихся к ней общностей, отношений и процессов. С этих позиций изучались процессы этносоц. консолидации и взаимодействия народов, в частности Сибири, происходившие в стране в советский период, а в постсоветские годы — совр. этносоциальные процессы в среде рус. и наиболее крупных аборигенных народов региона, выступающих в качестве титульных. 3. были выдвинуты идеи о двуединой, соц.-этнической природе нац. общностей, о необходимости их комплексного изучения как методолог, базы для разработки синтетически-интегральной теории этноса, нации, этнонацион. отношений и процессов. В своих трудах 3. развил филос.-социол. концепцию нац. отношений как особого вида отношений об-ва, раскрыл их специфику в общей системе обществ, отношений, обосновал их соц.-этническую природу, показал внутр. структуру, виды носителей. В постсоветские годы 3. разрабатывает идею комплексного регион, подхода к этнонац. проблемам, применения в изучении этнонац. процессов методов этносоциологии, нац. психологии, этнодемографии, этнополитологии, этнолингвистики и др. 3. выполнил несколько иссл. проектов. В поел, годы в центре его внимания находится проблема изучения специфики и жизнедеятельности рус. в нац. республиках Сибири, их этнокультурное и соц.-экон. взаимодействие с титульными, аборигенными народами региона. В иссл. проектах на основе полученного социол. материала 3. предпринял попытку соц. проектирования основ нац. жизни рус. и титульных этносов, позволяющего обеспечивать межнациональное согласие народов края, безопасность и бесконфликтность их бытия в условиях модернизации рос. об-ва. Одновременно в поел, годы 3. исследует соц. филос. выдающихся рус. мыслителей, чьи взгляды в советский период не получили объективного освещения (П. Сорокина, М. Бакунина, П. Кропоткина, Л. Лаврова, Н. Михайловского, Л. Гумилева и др.).
Соч.: Исследование национальных проблем: трудности, новые подходы // Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1992; Этносоциальные отношения в постсоветской России: новые реалии, новые проблемы // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ, 1996; Интеллигенция в системе национальных отношений // Интеллигенция в современном обществе: национальные и региональные аспекты. Ч. 1. Москва; Улан-Удэ, 1997; К определению понятия «этносоциальная структура общества» // Вестник Бурятского гос. ун-та. Сер. 5. Вып. 2. УланУдэ, 1998; Российская интеллигенция на переломных этапах истории // Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков. Москва; Улан-Удэ, 1999; Теория социальной стратификации Питирима Сорокина: сущность, современные интерпретации. (В соавт.). Улан-Удэ, 1999; Лев Николаевич Гумилев как ученый и философ. Концепция этногенеза и ее социально-философские аспекты. (В соавт.). Улан-Удэ, 2000; Русские в Бурятии: история и современность. Улан-Удэ, 2002; Социальная философия М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина. (В соавт.). Улан-Удэ, 2002; Социально-философские воззрения П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. (В соавт.). Улан-Удэ, 2003; Русское крестьянство Бурятии в условиях реформирования Российского общества. (В соавт.). Улан-Удэ, 2006; Социальнофилософские воззрения Питирима Сорокина. Улан-Удэ, 2006.
ЗАТБЕВ Владимир Иосифович
ЗАТБЕВ Владимир Иосифович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009