ЗАСЛУГА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАСЛУГА
моральная ценность, делающая человека достойным уважения, награды. Цель морали, по Канту, не в том, чтобы обеспечить нам счастье, но в том, чтобы нас «сделать достойными» счастья. Такая ригористская позиция любую мораль основывает на «заслуге», а «добродетель» определяет усилием, добрым намерением; мораль, ставящая во главу угла заслугу (стоики, Кант) противостоит морали, видящей в счастье доказательство моральности (эпикурейцы).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЗАСЛУГА
моральная ценность, делающая человека достойным уважения, награды. Цель морали, по Канту, не в том, чтобы обеспечить нам счастье, но в том, чтобы нас «сделать достойными» счастья. Такая ригористская позиция любую мораль основывает на «заслуге», а «добродетель» определяет усилием, добрым намерением; мораль, ставящая во главу угла заслугу (стоики, Кант) противостоит морали, видящей в счастье доказательство моральности (эпикурейцы).

Источник: Философский словарь

Заслуга
одна из важнейших концепций буддизма. Заслуга нейтрализирует последствия кармы и может быть приобретена через медитацию и милосердные дела или набожность. Заслуги могут передаваться от предков к потомкам, а также от других созданий, давая процветание в этой жизни и гарантируя духовное продвижение после смерти или перерождение в западный рай. Эта доктрина играет важную роль в развитии буддизма Махаяны, где бодхисатва накапливает заслуги, передающиеся набожному человеку.

Источник: Новые религиозные движения.

Заслуга
То, что делает достойным похвалы или награды. Часто думают, что заслуга зависит от человеческой воли, однако это заблуждение. Никто из нас не рождается талантливым или гениальным по собственному желанию, но разве это причина, чтобы воздавать хвалу трудолюбивой посредственности? Также нельзя с уверенностью сказать, что храбрость целиком обусловлена свободой воли, но это не мешает нам восхищаться храбрецами и осыпать их наградами. Странно выглядело бы такое понимание заслуги, в соответствии с которым мы считали бы Моцарта менее достойным восхищения, чем Сальери (ведь он сочинял музыку, прикладывая куда больше усилий), а святость и героизм – не такими высокими достижениями, как наши собственные скромные старания вырваться за грань посредственности…
Тот, кто отдает без удовольствия, не может считаться щедрым, учил Аристотель. Это не щедрость, а преодолевающая себя скупость. Неужели же мы станем превозносить такого скупца и воздавать ему по заслугам больше, чем человеку, расстающемуся со своим добром легко, спонтанно, почти не задумываясь, потому что любовь и щедрость успели стать для него чем‑то вроде второй натуры?
Сердцу не прикажешь, отмечал Кант, и любовь не возникает по приказу. Несмотря на это, я по‑прежнему твердо придерживаюсь убеждения, что любовь, во всяком случае любовь дающая (греч. philia, agape), – заслуга, и притом величайшая из всех. Иначе с чего бы христианам превозносить Христа?

Источник: Философский словарь.

ЗАСЛУГА
санскр.- пунья,пали — пуння) — благое действие (положит. поступок), влияющее на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия. В буддизме тхеравады сангха именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», что обосновывается двумя гл. канонич., т. е. не подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст, и традиции «слушавших самого учителя» с тех пор сохраняются в будд. общине. Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации. В канонич. текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды, к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, к-рую приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь в сангху обусловлен четырьмя «потоками»: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. В сутрах и комментариях к ним расписаны осн. благие поступки — «десять благих деяний», к-рые должен совершить монах и мирянин. В цепи причинно-следственных отношений возрождение — карма — заслуга именно последняя является активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования. Важнейшие трактаты тхеравады — «Вимуттимагга» и «Висуддхимагга», считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь к просветлению через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным в системе будд. мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестеств. миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг не придается столь большого значения; более важным в них считается магич. практика, проникновение в сокровен. сущность тантр (см. Тантра), ведущие гораздо более быстрым путем к достижению состояния просветления. В. И. Корнев

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • ИССЛЕДОВАНИЕ О ДОБРОДЕТЕЛИ ИЛИ ЗАСЛУГЕ

    («An Inquiry Concerning Virtue, or Merit») — первая работа англ. философа Энтони Эшли Кулера, лорда Шефтсбери, впервые опубликованная в 1699 Дж.Толандом без разрешения автора и впоследствии вошедшая во второй том тре