от греч. deka - десять и logos - слово, учение) - содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения др. евреев, будто бы начертанные богом на 2 каменных плитах — «скрижалях завета», переданных им Моисею на горе Синай. Как история этой передачи, так и содержание З. излагаются в Пятикнижии в разных вариантах (Исх. 20-23; Второзак. 12 и ел.). В 3., к-рые фигурируют в Исх. (34), преобладают культовые предписания: не поклоняться чужеземным богам, разрушать их жертвенники, не делать себе «богов литых» и т. д. Из норм личного поведения здесь содержится только запрещение смешанных браков. В 2 др. вариантах З. помимо перечисленных культовых предписаний содержат
ся еще 6 нравств. норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность. Нравств. З. отражают этические представления, к-рые сложились в эпоху разложения первобытнообщин. строя и начала формирования рабовлад. общества. Многие из них носят ярко выраженный клас. характер. Их смысл значительно уже тех словесных формул, в к-рые они облечены. Так, заповедь «не убивай», напр., распространяется лишь на соплеменников-израильтян, ибо иноплеменников бог не только позволяет, но и предписывает убивать. Своих тоже предписывается карать смертью за те или иные прегрешения. Следовательно, запрещение убийства имеет некий конкр.-исторически обусловленный смысл. Т. о., совершенно несостоятельны попытки апологетов религии изображать 3. как совокупность норм абсолют, нравственности, пригодных для всех времен и народов. Это подтверждается всем содержанием Библии, персонажи к-рой систематически нарушают 3. В тексте Ветхого завета встречаются повеления, противоречащие 3. Запрещению убийства, напр., противостоит норма «...душу за душу, глаз за глаз...» (Исх. 21:23, 24). Для христианства существенно и то, что предписания ветхозаветн. З. нередко отвергаются/Уовьгл* заветом.