форма прямого выражения воли Бога в монотеистических религиях.
Заповедь
Заповедь
Источник: Религиозные термины
Заповеди
библейские нормы поведения, например: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность, запрещение смешанных браков.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ЗАПОВЕДИ
Истины, относящиеся к образу жизни, действий и отношения верующих к Богу и друг другу, данные им в Откровениях самим Богом, как руководство к праведной жизни. В Ветхом Завете содержится целое законодательство, расписывающее все стороны человеческой жизни, особенно в таких книгах Ветхого Завета, как Левит и Второзаконие. Однако наиболее важными являются Десять заповедей.
В Новом Завете законодательные истины пополнены прежде всего Новой заповедью, Девятью заповедями блаженства и Нагорной проповедью.
В Новом Завете законодательные истины пополнены прежде всего Новой заповедью, Девятью заповедями блаженства и Нагорной проповедью.
Источник: Православие. Основные понятия.
ЗАПОВЕДЬ
нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. авторитетного лица. Придание моральной норме формы З. связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении (Авторитаризм). В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог. В совр. литературе о морали термин «З » иногда используется для обозначения определенного требования об-ва, коллектива, выработанного практикой коммунистического строительства и обращенного к каждому члену коллектива (напр, заповеди участникам движения за коммунистический груд).
Источник: Словарь по этике
Заповеди
изречения, установления, поучения, приписываемые богу. Церковь считает их обязательными для исполнения верующими. По религ. представлениям, бог открыл людям истины, поведал о том, как им надо относиться к нему самому, к другим людям, как жить, как себя вести, чтобы угодить ему и удостоиться за это вечной награды в «царстве небесном». 3. зафиксированы в «священных писаниях» — книгах, автором к-рых в конечном счете объявляется сам бог (Библия — у христиан, Коран — у мусульман и т. д.). Наукой неопровержимо доказано, что т. н. священные писания создавались людьми, жившими в разное время, и в них в религ. форме отражены интересы и потребности различных классов, социальных слоев и групп. Поэтому в «священных писаниях» встречаются не только различные, но и прямо противоположные 3. Напр., в евангелиях один и тот же Иисус Христос учит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божиими» (Матф., 5: 9), а в другом месте: «Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лук., 12: 51). Подобных противоречий в «священных писаниях» насчитывается сотни. Религ. идеология в эксплуататорском об-ве используется в интересах господствующих классов, поэтому основным лейтмотивом 3. совр. религий является идея покорности небесному владыке и земным господам. Вместе с тем в них нашли отражение и нек-рые общечеловеческие нормы морали. Включив эти нормы в форме 3. в свой моральный кодекс, религия извратила их, выхолостила их гуманистическое содержание, подчинила интересам защиты эксплуатации. См. также Десять заповедей.
ЗАПОВЕДИ
десятословие, декалог (от греч. deka - десять и logos - слово, утверждение, учение) - 10 сформулированных в Ветхом завете Библии морально-религ. предписаний, будто бы собственноручно начертанных богом Яхве на каменных скрижалях (плитах) и врученных им Моисею тта г. Синай (Исход 20 и 34, Второзак. 5). Эти 3. представляют собой религ. осмысление нек-рых важных требований к поведению, стихийно сложившихся в обществе в условиях разложения первобытнообщ. строя и возникновения рабовладельч. гос-ва у древних евреев. Нек-рые 3. носят ярко выраж. классовый эксплуатат. характер, в них освящается частная собственность и власть патриархального рабовладельца, рабы и женщины приравниваются к скоту и проч. имуществу (10-я 3.). Значит. часть ветхозав. 3. посвящена культовым обязанностям и религ. обычаям древних евреев, в т. ч. обычаям, направленным на религ.-этнич. обособление евреев от др. народов. Знаменитые 3. «не убивай» (6-я) и «не кради» (8-я) не имеют в Библии того абс. характера, какой пытается приписать им духовенство, а являются по существу лишь предписаниями об отношениях внутри евр. народа. Так, в той же кн. «Исход», в к-рой приведены 3., рассказывается, как бог будто бы научил евреев перед их мифич. «исходом» из Египта обокрасть египтян (3, 22 и И, 2—3). В Библии имеется много мифич. рассказов о «богоугодных» массовых убийствах. В кн. «Второзаконие» (7, 16) говорится: «И истребишь все народы...» Никак не были всеобщими и 3. «почитай отца твоего и матерь твою» (5-я), «не прелюбодействуй» (7-я), «не желай жены ближнего твоего» (10-я). Они абсолютны только по видимости, по существу же были паправлсны на укреплепие не всякой семьи, а именно патриарх.-рабовладельческой. они не исключали и не порицали ни многоженства, пи сожительства с наложницами или рабынями (но лишь с «собственными», не принадлежавшими «ближнему»).
По своей сущности и даже по форме ветхозав. 3. схожи с более ранними вавилонскими: «не проливай крови ближнего», «не присваивай себе платья ближнего», «не приближайся к жене ближнего» и т. п. Вавилонские 3., по-видимому, служили образцом при создании ветхозаветных. Два варианта ветхозав. 3., изложенные в кн. «Исход», мало в чем совпадают. Наиболее известные 3., предписывающие чтить отца и мать не убивать, не красть, не прелюбодействовать, просто отсутствуют во втором варианте. Всячески прославляя 3. как «вечный и неизменный» божеств, кодекс морали, духовенство в большинстве случаев замалчивает такие, напр., 3. из второго варианта: «не вступай в союз с жителями той земли, в к-рую ты войдешь», «не изливай крови жертвы моей на квасное», «не вари козленка в молоке матери его». В классовом обществе духовенство использовало и использует 3. в интересах эксплуатат. классов. Объясняя 3., митроп. Филарет писал в катехизисе, что из заповеди о почитании отца вытекает почитание царя. В 1902, во время волнений крестьян в Харьк. и Полт. губ., синод обратился к крестьянам, ссылаясь на 8-ю и 10-ю 3., с призывом не трогать помещичьей земли. Т. о., библ. 3. связывают поведение человека с «велениями» несуществующего бога, воспитывают ответственность не перед людьми, а перед богом, извращают представления о реальных отношениях людей. См. также Нагорная проповедь.
По своей сущности и даже по форме ветхозав. 3. схожи с более ранними вавилонскими: «не проливай крови ближнего», «не присваивай себе платья ближнего», «не приближайся к жене ближнего» и т. п. Вавилонские 3., по-видимому, служили образцом при создании ветхозаветных. Два варианта ветхозав. 3., изложенные в кн. «Исход», мало в чем совпадают. Наиболее известные 3., предписывающие чтить отца и мать не убивать, не красть, не прелюбодействовать, просто отсутствуют во втором варианте. Всячески прославляя 3. как «вечный и неизменный» божеств, кодекс морали, духовенство в большинстве случаев замалчивает такие, напр., 3. из второго варианта: «не вступай в союз с жителями той земли, в к-рую ты войдешь», «не изливай крови жертвы моей на квасное», «не вари козленка в молоке матери его». В классовом обществе духовенство использовало и использует 3. в интересах эксплуатат. классов. Объясняя 3., митроп. Филарет писал в катехизисе, что из заповеди о почитании отца вытекает почитание царя. В 1902, во время волнений крестьян в Харьк. и Полт. губ., синод обратился к крестьянам, ссылаясь на 8-ю и 10-ю 3., с призывом не трогать помещичьей земли. Т. о., библ. 3. связывают поведение человека с «велениями» несуществующего бога, воспитывают ответственность не перед людьми, а перед богом, извращают представления о реальных отношениях людей. См. также Нагорная проповедь.