ЗАПАДНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ЗАПАДНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ
в одном из общепринятых значений соответствует понятию «западная цивилизация», которое определяет особенности становления капиталистической общественно-экономической формации и культуры Европы и Северной Америки в Новое и Новейшее время. З. т. ц. — одно из ключевых понятий типологии культуры, основанное на сопоставлении западного и восточного путей развития человеческого общества. Выделение понятия З. т. ц. также связано с концепцией П. Тейяр де Шардена (1881—1955) о глобальном перемещении в истории человечества очагов культуры, или ноосферы, в западные зоны мира (Месопотамия, Египет, античная Греция). Истоком З. т. ц. принято считать грекоримское античное общество и античную культуру, а ее основой — социокультурный и духовный переворот, совершившийся в эпоху Возрождения. На этом отрезке времени «разум сумел обратиться к фактам, а религия совместиться с действием», и «даже то, что было давно известно в других местах, приняло окончательное человеческое значение, лишь войдя в систему европейских идей и европейской деятельности» (П. Тейяр де Шарден). Экономическим фундаментом З. т. ц. стали капиталистические, товарно-денежные отношения и формы хозяйствования, а также торжество принципа частной собственности. Исследования М. Вебера (1864—1920) позволили выделить в качестве одной из важнейших духовных доминант З. т. ц. принципы протестантизма, когда религиозная этика стала важнейшим регулятором жизни каждого человека. З. т. ц. способствует развитию идеалов гуманизма и характеризуется торжеством идей индивидуализма с его признанием безусловного права личности на самобытное развитие, свободу выбора и самостоятельное существование. Западный гуманизм утверждал идеи полного доверия человека к самому себе, приоритет интересов и прав отдельной личности перед лицом государства, внешнего давления или принуждения. Воплощением западного подхода к проблемам человека стала «Всеобщая Декларация прав человека», принятая ООН в 1948 г. В области политической и социальной культуры З. т. ц. отличается развитием принципов гражданского общества и права, республиканизма и парламентаризма. З. т. ц. отличается динамизмом социальных, экономических процессов, бурным развитием промышленности и техники с их повсеместным внедрением в обыденную жизнь людей. В этих условиях позитивное значение приобретает всякое преобразование мира и человека, и характерной чертой З. т. ц. стало постоянное стремление к территориальной, экономической и культурной экспансии. В научном и общественном сознании прокладывают себе дорогу принципы европоцентризма и утверждается идея единства мировой культуры и мирового сообщества с центром на Западе. В то же время З. т. ц. поощряет самостоятельное развитие различных национальных типов и сфер культуры (напр., светской и религиозной), отдельных частей общества (сословия, класса, личности), различных форм духовной деятельности (наука, искусство). В западной культуре стимулируется всякое свободное творчество, нарушение традиционных, общепринятых форм и норм жизни. Для Запада это право на творчество приобретает самостоятельную ценность, особенно в гуманитарной культуре и в науке. З. т. ц. характеризуется самобытным развитием науки прикладного и теоретического характера, основанной на идеях объективного познания окружающего мира. Новое и Новейшее время стало периодом выдающихся достижений в области естественных и фундаментальных наук. Философской основой науки явился рационализм, провозглашающий приоритет разума и ориентирующий личность на постижение и преобразование реального мира. По мере того как наука превращалась в производительную силу общества, возрастали авторитет научного знания и вера в прогресс, распространялись идеи просветительства и массового образования, появились группы людей, чье общественное значение, ценность и авторитет определялись интеллектуальным трудом и творчеством в различных областях духовной и художественной культуры. Приобщение к З. т. ц. стало одной из важнейших проблем истории и теории культуры в России, а соотношение и взаимодействие восточного и западного типов цивилизации в Новейшее время представляет собой одну из важнейших особенностей развития современного мирового сообщества.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.