ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Найдено 1 определение
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
культура стран Западной Европы, сформировавшаяся в период зарождения, расцвета и нарастающего упадка феодальных отношений и феодального общества между поздней античностью и Новым временем. Начальную грань становления З. к. с. установить с полной бесспорностью довольно нелегко, т.к. в течение нескольких первых веков н.э. на территории Западной Европы и на границах с ней происходили сложные этнические, социокультурные и религиозные процессы. К ним следует отнести окончательный распад Римской империи и римской культуры, «великое переселение» народов, кризис мифологического мировоззрения, становление христианства и разделение его на католическую и православную ветви (1054), зарождение и распад империи Карла Великого (800—814), возникновение Византийской империи и Арабского халифата, способствовавших развитию самобытных византийской и арабомусульманской культур. Наиболее общепринятым является деление З. к. с. на ее ранний этап (V—Х вв.), зрелый (Х—ХIII вв.) и поздний (ХIV—ХV вв.). В ранний период формирование феодальных отношений с их принципами натурального хозяйства и внеэкономического принуждения способствовало становлению средневекового мира и общества, основанных на началах господства и подчинения, личной преданности и служения, покровительства и личной верности. Сверху донизу, от крестьянина, ремесленника до феодала и короля, средневековое общество представляло собой строгую сословно-иерархическую структуру, отличавшуюся корпоративностью и замкнутостью. Средневековое общество развивалось через противоречие между центробежными и центростремительными тенденциями. Натуральное хозяйство, слабость торгового обмена, социальная, экономическая и территориальная раздробленность, междоусобные войны постоянно препятствовали целостности и консолидации средневекового мира. С другой стороны, распространение христианства, становление королевской власти и католической церкви, необходимость сплочения перед лицом арабо-мусульманского мира, развитие торговли, науки и образования несомненно способствовали значительным проявлениям центростремительных тенденций, что создавало условия для общего подъема культуры. Важнейшими факторами формирования З. к. с. стали освоение античного культурного наследия, взаимодействие с арабо-мусульманским Востоком, христианство и католическая церковь, а также народные формы культуры. Особая роль в формировании средневекового мировоззрения и культуры принадлежит христианской религии и институту католичества, что прежде всего заключалось в консолидации и духовном объединении этнически и культурно разрозненного населения Западной Европы. Внутреннее единство Западной Европы обеспечивалось установлением папства и образованием централизованной церковной организации, претендующей на верховную власть над обществом и светскими правителями. Католическая церковь, помимо идеологического, приобрела огромное политическое и экономическое могущество. Средневековье стало временем формирования христианской религиозной культуры, центрами которой были монастыри, соборы, соборные школы и библиотеки. Начиная с V в. христианство стало основным фактором формирования средневекового мира, системы взглядов на него и на положение в нем человека. С христианством и католической церковью связано развитие средневековой науки, освоение античного наследия, образованность и распространение латинского языка как языка богослужения, государственных документов, литературы и науки. Католическая церковь давала религиозное обоснование и обеспечивала организацию Крестовых походов, объектами которых стали территории арабо-мусульманского Востока и Византии, а также прибалтийских и славянских народов. На протяжении ХI—ХIII вв. идея Крестовых походов поддерживала единство Запада по отношению к «некатолическому» миру и обеспечивала обоснование военно-экономической экспансии, ставшей одним из фактором существования средневековой цивилизации. В то же время христианство способствовало развитию нового типа гуманизма, что выражалось в утверждении приоритета духовных и нравственных начал, ценности самопознания и равенства людей перед лицом единого Бога. Религиозно-идеалистический взгляд на мир, вера в его универсальность и упорядоченность, идеи единства божественного и прекрасного, ориентация на богочеловеческий нравственный идеал — все это определило мировоззренческое значение христианства для З. к. с., средневекового религиозного и светского искусства. Под влиянием античного наследия и арабо-мусульманской учености в средневековье развивалась наука, существовавшая в условиях, когда, с точки зрения христианства, любое знание должно было иметь религиозное обоснование и стать частью религиозного мировоззрения. Поэтому развитие средневекового философского знания от Августина Блаженного (354—430) до Фомы Аквинского (1225/26—1274) было связано с объяснением всех природных и физических процессов фактом божественного творения, богоявления и с решением проблем гармонии веры и разума («верю, чтобы понимать»). Средневековая религиозная философия породила схоластику (от греч. scholasticos — школьный) — учение, главной целью которого было обоснование и объяснение основ религиозного мировоззрения. Схоластика сочетала в себе компоненты античной философии, зачастую воспринятой через восточное посредничество, с рациональным религиозным исследованием «причин и принципов вещей». Одним из характерных направлений средневековой религиозно-философской мысли была мистика (от греч. mystica — таинство). Ее развитие связано с именем Бернара Клервоского (1091—1153), который утверждал идеи божественного озарения, личного религиозного чувства и личного отношения к Богу. Первым вестником светской культуры средневековья стала «Академия» при дворе Карла Великого, которую возглавил Алкуин Йоркский (ок. 735—804), признанный отцом западноевропейской образованности и создателем диалектики как интеллектуального искусства обоснования и систематизации вопросов веры. Для развития средневекового научного знания большое значение имела арабо-мусульманская наука, отличавшаяся светским энциклопедизмом и практической направленностью. Начиная с IХ в. вклад арабов был особенно велик в приобщении Европы к античному наследию, к достижениям медицины, астрономии, математики. Арабская философия давала примеры разделения наук на практические и теоретические и предлагала их классификацию. Наибольшее влияние на западное научное знание оказали аль-Хорезми (ок. 783—ок. 850), Ибн-Рушд (1126—1198) и Ибн-Сина (980—1037). Характерным явлением З. к. с. стали университеты, означавшие переход от замкнутой, чисто религиозной культуры монастырей и соборных школ к светской, открытой миру образованности. Университеты, как правило, включали в себя, кроме обязательного факультета теологии, также факультеты свободных искусств, медицинский и юридический. Первый западноевропейский университет был открыт в Италии (Болонья, 1088), а в ХIII в. «научной столицей Европы» стал Парижский университет (осн. в 1160), а на Британских островах крупнейшими университетскими центрами были Оксфорд (с 1167) и Кембридж (с 1209). В средневековой системе образования основу составляли свободные искусства, с освоения которых начиналось обучение каждого студента Парижского университета. Античная классификация свободных искусств, включавшая в себя девять наук вместе с медициной и архитектурой, была сокращена до расположенных в определенном порядке семи: грамматика, логика (диалектика), риторика, а также арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Университетское образование стало важным фактором развития всей З. к. с. З. к. с. представляла собой многослойный и сложный комплекс взаимодействующих между собой религиозных, авторитарных, сословно-официальных, светских и народных элементов. Средневековье стало самостоятельной эпохой в развитии религиозной культуры и искусства, очагами которых были монастыри и соборы — городские храмы, где службу совершал епископ. Помимо латинской образованности и философии, христианское мировоззрение проявило себя в выдающихся явлениях художественной культуры. Собор оказался не только ритуальным и культовым, но и культурным пространством, и на основе католического богослужения (мессы) получают развитие литургическая драма, музыка и песнопения, изобразительное искусство (фреска, витраж, мозаика) и скульптура. Развитие храмовой архитектуры породило два главных средневековых стиля: романский и готику. Готические соборы в Шартре, Реймсе, Амьене и Париже стали выдающимися памятниками мирового искусства. Являясь художественной моделью мироздания и божественного миропорядка, собор стал одним из центральных явлений готического искусства. Совершенством и разнообразием своих форм собор зримо воплощал идею о единстве человеческих и божественных начал, утверждал реальность установления Града Божьего на земле. Совокупность архитектурных деталей и форм, скульптурных и живописных изображений, рассеянных по всему собору, представляла собой энциклопедию христианских знаний о мире. Одновременно готическое искусство с его несловесными, зрительными и пластическими средствами художественного выражения несомненно было рассчитано на восприятие самых широких слоев населения, было обращено ко всему народу. Оно снабжало людей средневековья простой и доступной системой представлений об окружающем мире, давало ясное понимание о проблемах добра и зла, направленности и целях обыденной и духовной жизни человека. Ритуальная и обрядовая стороны католичества способствовали развитию религиозной праздничной культуры, которая во многих случаях вобрала в себя традиции народного календаря, карнавальности и театральности. Средневековье стало эпохой развития рыцарской куртуазной (придворной) культуры. Несмотря на свой ярко выраженный сословный характер, рыцарская культура стала выдающимся явлением З. к. с. В куртуазной культуре проявился интерес к светским формам жизни и культуры, к судьбе отдельной личности и утверждению идеала красоты и духовности. Для средневековья было чрезвычайно характерным стремление к прекрасному и идеальному миру, и в куртуазной культуре можно найти «это расцвечивание аристократической жизни идеальными формами, жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики» (Й. Хейзинга). На основе рыцарской культуры формировался придворный быт, кодекс поведения, праздничные формы жизни средневекового общества. В области художественной культуры рыцарская ее форма определила развитие жанров лирики и романа. Решающее значение для расцвета З. к. с. имело развитие городов, которые в зрелый ее период превратились в центры торговли, ремесленничества, светской и религиозной власти, образованности и культуры. В них сосредоточились большие материальные ценности и богатства, происходило строительство крупных кафедральных соборов, создавались университеты, что превращало города в средоточие жизни средневекового мира. Крупные города представляли собой общественную организацию официального характера, т.е. обладали статусом самоуправления. Именно западный город, в отличие от азиатского, был «местом перехода из несвободного состояния в свободное» (М. Вебер), что создавало предпосылки для общности и равенства горожан по отношению к средневековой социальной иерархии. По сравнению с определенной замкнутостью религиозной и рыцарской, городская культура была открыта миру, носила публичный характер, и ее развитие определялось тесными взаимосвязями с народными культурными традициями и формами. Становление городов дало толчок бурному развитию храмовой и светской архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры и литературы, в которых зачастую выражались идеалы и представления простых горожан. Большое значение городов определялось сохранением и дальнейшим развитием народной культуры, особенно в ее праздничной, карнавальной форме. Городская культура дала основу для становления литературы, ориентированной на изображение повседневной жизни горожан, их представлений и идеалов, значительным фактом культурной жизни города становятся драматургия и театральное искусство. Именно в городской культуре закладывались предпосылки для нового расцвета культуры, которым ознаменовалась эпоха Возрождения.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Маргинальность в культуре западноевропейского средневековья

Истилеева Альфия Бисенгалиевна
Рассматривается проблема формирования целостного образа маргинальной культуры. Маргинальность понимается как промежуточная категория, для которой характерна вневременность и внеструктурность.
Читать PDF

Индивидуальная жизнь в ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ Средневековой культуре

Алексеева Н. Б.
Читать PDF

Духовно-рыцарские ордены - особый тип культуры средневекового западноевропейского общества (на приме

Шалдунова Татьяна Николаевна
Духовно-рыцарские организации, зародившиеся в эпоху крестовых походов, формируют особый тип культуры в средневековом обществе.