направление, как правило, детско-юношеской научно-популярной литературы, в котором в доступной форме излагаются элементарные основания наук. Занимательная наука не ставит своей целью знакомить с последним достижениями науки, а восполняет пробелы школьной подготовки детей. Занимательная наука стремится к интересной, подчас неожиданной подаче привычных явлений, утративших интерес в силу своей кажущейся обыденности. Главная цель произведений этого жанра – популяризация и пропаганда науки посредством ярких иллюстративных материалов.
Это достигается следующими средствами:
-положения науки иллюстрируются событиями современности;
-привлекаются примеры из мира техники;
-предлагаются схемы и алгоритмы простых и безопасных опытов и экспериментов, подтверждающих явления природы, естественнонаучные законы и закономерности;
-используются, зачастую неожиданным образом, страницы художественной литературы, не только фантастической;
-привлекаются материалы и факты фольклора, сказок, мифов, эпосов, легенд и сказаний;
-используются кажущиеся противоречия и озадачивающие вопросы;
-разбираются распространенные предрассудки, делаются неожиданные сопоставления;
-рассматриваются вопросы обиходной жизни;
-используются математические фокусы, предлагаются подвижные игры;
-указываются примеры использования науки на сцене, на эстраде, в цирке, в кино; привлекаются примеры из области спорта;
-делаются интересные экскурсии в область истории науки, приводятся интересные факты из жизни великих ученых, изобретателей, писателей. Основоположником этого жанра считается Жюль Верн – романист, создатель научно-фантастического жанра в литературе, мастер научной пропаганды. Под таким названием в разное время выходило множество книг, рассчитанных для детско-юношеской аудитории: «Занимательная физика», «Занимательная химия», «Занимательная биология» и др.