ЗАКОННИКИ
ЗАКОННИКИ
кит. – фацзя, франц. – легисты) – школа кит. философии, разрабатывавшая проблемы права и гос. законодательства. Возникновение школы З. относится к 4–3 вв. до н. э. З. выступили против господствовавшей в то время идеологии конфуцианства; З. отрицали принципы "гуманности" (жэнь), долга, церемоний, музыки, на основе к-рых, согласно конфуцианцам, строится гос. управление. В качестве основы обществ. порядка З. признавали закон, а гуманность и долг они считали гибельными для гос-ва. Одним из основоположников школы З. был Ли Куй. Будучи министром царства Вэй (Вэнь-хоу), он разработал наставление о "Полном использовании силы земли", учредил систему регулирования цен и добился своими постановлениями усиления управляемого им гос-ва. Ли Куй собрал кодексы различных царств и составил "Книгу законов" ("Фа цзин") в 6 разделах: о воровстве, о разбое, о тюремном заключении, об аресте, разные законы и об орудиях наказания. Другим представителем школы З. был У Ци, к-рый, будучи министром царства Чу, издал строгие законы и постановления, ограничившие права сановной аристократии, запретившие частное покровительство, унифицировавшие нормы поведения и обычаи по всему царству, централизовавшие власть. Все это повело к быстрому росту могущества царства Чу. Однако аристократия захватила власть и У Ци был убит. Соч. его утрачены, а сохранившаяся до нашего времени книга "У-цзы" написана в позднейшие времена. Наиболее значит. представителем З. был Шан Ян (Вэй Ян), к-рый выступал против консервативных идей, предписывающих "держаться древних норм". В области законодательства Шан Ян продолжал традиции Ли Куя. Он выступал за проведение реформ, критиковал правление, основанное на традициях древности, требовал применения тяжких наказаний за легкие преступления, полагая, что "если давать тяжкое наказание вместо легкого, то и до легкого не дойдет, и тяжкое не придет, и, таким образом, посредством наказания будет устранено наказание". Эта теория служила господствующему классу теоретич. обоснованием угнетения народных масс. Из сочинений Шан Яна до нашего времени сохранилась книга ("Книга Шан Яна") ("Шан цзюнь шу"). Представителем школы З. был Шэнь Дао, деятельность к-рого приходится на середину периода междоусобных войн ("Чжаньго"). Он придерживался даосской концепции о неизбежном и фаталистич. действии законов. Шэнь Дао придавал особо важное значение авторитету, полагая, что "мудрости недостаточно для покорения толпы, а авторитет есть достаточное средство для изгнания мудрости". Это положение подверг критике кит. философ-материалист Сюнь-цзы, говоря, что Шэнь Дао "превозносит законы... Следовать закону – таков и весь путь у него". Выдающимся представителем школы З. был Хань Фэй, к-рый собрал воззрения З. в единую систему. Хань Фэй создал свод воззрений Шан Яна и Шэнь Дао, касающихся "законов", "искусства правителей" и "авторитета", и выработал теорию гос. управления, к-рая отразила стремления к гос. централизации и объединению всего Китая под единой властью. Однако в теоретич. отношении воззрения Хань Фэя тоже были подвержены влиянию даосов. "Законы" человеческие он рассматривал как естественные законы, или как естественный "путь". Выдвинутая им система единства трех категорий – "законы", "искусство правителей" и "авторитет" – находится в определ. связи с системой Лао-цзы. Хань Фэй требовал "отбросить пример древних правителей", управляющих гос-вом на основе "ритуала" (ли), и установить правление на основе законов. Такое правление, согласно Хань Фэю, имеет преимущество в том, что "законы не льстят знатным...". Установление законов, говорил Хань Фэй, должно исходить из того, чтобы законы приносили пользу народу, что является благом для всех. Школа З. оказала значит. влияние на развитие кит. обществ, мысли. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 68–69; Петров ?. ?., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.–Л., 1940; Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 307–32; Duуvеndak J. (transl.), The book of Lord Shang. A classic of the Chinese school of law, L., 1928; LiaoWen Kuei (transl.), Han Fei Tz?, v. 1, L., 1939; Hughes E. R., Chinese philosophy in classical times, L., 1954, p. 254–68; Хань Фэй-цзы, в кн.: Чжу цзы цзи чэн (Собр. соч. древних мыслителей), т. 5, Пекин, 1957.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.