ЗАКОН ПРИРОДЫ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
[англ. laws of nature] – объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей и явлений природы, которые существенно влияют на изменения вещей и явлений.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Закон природы
некий непреложный (часто математически выраженный) закон природного явления, который совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью. Такое представление о законе природы сформировалось в XVII-XVIII вв. как результат прогресса точных наук, на этапе развития классической науки.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЗАКОН ПРИРОДЫ
для человека нового времени самый значительный и (в области неорганического) самый непреложный закон, понятие которого установилось окончательно только в 17 - 18 вв. как результат прогресса точных наук; иногда под законом природы понимается математическое выражение какого-либо природного явления, которое совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

- нередко рассматриваются как законы, данные твари Творцом. Метафизика томизма говорит о неоправданности такого отождествления. В силу автономности твари ей предоставлено идти своими путями, поэтому мы вправе говорить лишь о том, что вселенная непосредственно зависит от Бога в своих основаниях, а опосредованно - в ее историческом развитии, в котором закономерный порядок мира мог претерпевать изменения по мере удаления от начального состояния мира, как только он был сотворен. Тем самым, нынешние законы физики и биологии - не совсем то, что дано было твари ее Творцом с самого начала.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Закон природы
это порядок, которому подчиняются явления природы; связь между процессами или явлениями, происходящими в природе. Эта связь - объективная, существенная, общая, повторяющаяся, устойчивая. При установлении закона обычно сосредотачивают внимание на некоторых особенностях рассматриваемых явлений. Открытие законов природы есть главная задача естествознания. Законы естествознания описывают связь явлений природы, многократно повторяемую в идентичных условиях. Законы природы позволяют предвидеть одни явления на основе того, что мы знаем о других явлениях, поэтому их прогностическая ценность огромна.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

ЗАКОН ПРИРОДЫ
(Naturgesetz) — для человека нового времени самый значительный и (в области неорганического) самый непреложный закон, понятие которого установилось окончательно только в XVII и XVIII вв. на основе прогресса точных естественных наук; в самом лучшем случае под законом природы понимается математическое формулирование какого-либо явления природы, которое совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью. Если законы природы выводятся чисто эмпирически (индуктивно), то они не могут претендовать на абсолютную значимость. Понятие закона природы зачастую употребляется в научно-идеологическом смысле. Поскольку в неисследованных областях, таких, как психология, социология, политология и т. д., любят открывать законы природы, хотя для этого отсутствует всякое эмпирическое основание исследования (исключение составляют статистические «законы», которые могут быть установлены случайно и не являются абсолютно значимыми), то наличие законов может только гипотетически приниматься или догматически утверждаться. Примером этому являются утверждения марксизма о том, что Вселенная и история развиваются в соответствии с диалектическими законами, и о том, что революции должны происходить с диалектической «необходимо стью».
Gatterer. Das Problem des statist. N.es, 1924; M. Planck. Wege zur physikal. Erkenntnis, 1933; F. M. Schmölz. Das N. und seine dynamische Kraft, 1959; W. Heisenberg. Das
N. und die Struktur der Materie, 1967; M. B. Crowe. The Changing Profile of the Natural Law. Den Haag, 1977; H. Tetens. Was ist ein N.?, in: Zt. für allg. Wiss.theorie, 13 (1982).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей, явлений природы, к-рые существенно влияют на изменения вещей, явлений. В живой и в неживой природе действуют многообразные законы, различающиеся по сфере действия, степени общности. Существуют законы, охватывающие сравнительно узкий круг вещей или явлений (напр., взаимосвязи давления и объема газа при постоянной температуре, плавания тел,численности популяций определенного вида организмов), законы, действие к-рых обнаруживается в обширных сферах природы (механики, электромагнетизма, естеств. отбора и др.), и, наконец, законы, действующие во всех областях природы (сохранения и превращения энергии, массы, всемирного тяготения, передачи и преобразования информации). Открытие 3. п. и путей использования их в человеч. деятельности стало важнейшей задачей естеств. наук с момента их появления. Религия усматривает в существовании 3. п. сверхъестеств. смысл. Подчиненность вещей, явлений действию законов, согласно богосл. утверждениям, говорит об исполнении природой божеств, предначертаний, предустановленной богом цели. Однако ход науч. познания опровергает богосл. понимание источника и смысла 3. п. Если в период своего открытия 3. п. выступает как нечто таинственное, то последующее изучение природы раскрывает те естеств. стороны ее, к-рые полностью обусловливают существование и характер этого закона. Содержание любого 3. п., как свидетельствует естествознание, исчерпывается только естеств. моментами, связанными со структурой, взаимодействием и изменением вещей. И в наст. вр. имеются природные явления, к-рые еще не могут быть объяснены до конца. Но объяснение неясного сегодня будет достигнуто на новом этапе развития естествознания.

Источник: Атеистический словарь

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
общие, существенные, повторяющиеся связи, отношения в природных явлениях. Открытие и правильное понимание 3. п. имеет огромное научное и атеистич. значение. По существу всякая религия отвергает объективную закономерность в природе, т. к. считает, что в ней действует по своему произволу божеств, сила, к-рая по своему предначерт. плану совершенно произвольно сотворила вселенную, растения, животных, человека, и ничто в мире не происходит без ее вмешательства. Поэтому последоват. признание объективных, ни от чьей воли не зависящих, самой природе присущих законов ведет к отрицанию божественного, религии. В действительности в природе нет произвола - все явления находятся в многообр. связях, во взаимной обусловленности и зависимости. Эти связи в природе не установлены какой-либо сверхъестеств., божеств, силой - они существуют объективно, независимо от человека и человечества, человеч. представлений и религ. фантазий. Не всякая связь или обусловленность представляет собой строгую закономерность. В пространственном и временном отношениях зачастую связаны друг с другом совершенно разл. и при этом неустойч., единичные, неповторимые явления и события. Так, могут оказаться связанными те или иные небесные явления (напр., падение отдельного метеорита) и к.-л. события в личной жизни определ. человека (напр., человек под впечатлением от упавшего метеорита займется изучением астрономии). Более важное значение для понимания сущности вещей имеют причинные связи, однако и они не всегда еще сами по себе составляют 3. п. Причинно обусловлены не только необходимые, но и случайные, несущественные явления, закон же включает в себя лишь необходимую и существенную тенденцию в движении и развитии природы. Это не исключает из закона случайных отклонений. Однако по своей осн. тенденции закон постоянно содержит в себе необходимое и существенное в природе, тогда как случайные отклонения служат лишь формой проявления тех или иных законов.
Жизнь богаче закона, но закон есть наиболее существенная часть в жизни, существовании, развитии любого предмета, явления. «Закон берет спокойное, - подчеркивал В. И. Ленин, - и потому закон, всякий закон, узок, неполон, приблизителен... Закон есть существенное явление... закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные...» (Соч. Изд. 5. Т. 29, с. 136). Любой 3. п., т. о., представляет собой систему объективных, устойчивых, существенных связей и отношений между предметами, явлениями, определяющих необходимое протекание природных процессов и, в силу этого, также известную повторяемость событий в тех или иных условиях.
В своей практич. деятельности, овладевая природой, человек неизбежно сталкивается с ее законами. Познанию 3. п. служит наука со своими эксперим. и теоретич. методами исследования. Законы науки, в соответствии с этим, есть не что иное, как правильное, проверенное практикой отражение и формулирование объективных 3. п., не зависящих от воли и сознания ученого. Так, с проникновением в мир атома ученые встречаются с новыми для них 3. п., и возникает новая наука (атомная физика), со своими законами, отличными от законов классич. физики. Каждый шаг в развитии науки связан с открытием новых, неведомых ранее 3. п. В этом смысле законы науки зависят от уровня наших знаний о природе, вселенной. «Закон есть отражение существенного в движении универсума», - указывал В. И. Ленин (там же, с. 137). Устойчивыми, необходимыми и существенными связями являются все 3. п. В зависимости от характера охватываемых ими связей, 3. п. имеют разл. степень общности. Наличие общих законов вовсе не свидетельствует о какой-то сверхъестеств., божеств, силе, извне упорядочивающей мир. Общие 3. п., так же как и частные, представляют собою законы самого объективного мира, а не к.-л. «надприродной субстанции». Закон сохранения и превращения энергии, напр., носит столь же общий и вечный характер, как и сама природа: он внутренне ей присущ. Поскольку объективно существует связь между природой, обществом и человеч. мышлением, то она с неизбежностью выражается в наиболее общих единых законах природы, общества и мышления. Эти законы составляют предмет изучения марксистско-ленинской философии. Таковы законы материалистич. диалектики (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количеств, изменений в качеств., отрицания отрицания), законы единства материи и движения, пространства и времени, причины и следствия и т. п. Связи между разл. формами движения природы, общества и мышления составляют также предмет изучения кибернетики, к-рая на их основе строит научное моделирование, теорию информации, теорию счетных и информац. устройств. Вместе с тем существование столь общих законов не исключает специфич. различий между 3. п. и законами общества.
Сами по себе, вне воздействия общества, 3. п. лишены субъективного, сознат., целенаправл. действия. Это относится как к частным, так и к общим 3. п., поскольку природа не имеет к.-л. преднамер. целей. Признание к.-л. целенаправленности в природе означает телеологию и служит оправданию религии. Цели и задачи имеют место лишь в обществе. Они возникают не в результате божеств, провидения, а в процессе активной преобразующей деятельности людей. В наличии целей и сознат. деятельности, направленной к их достижению, состоит одно из гл. различий в действии 3. п. и законов общества. «...История развития общества, - писал Ф. Энгельс, - в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии к-рых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели: ни в бесчисленных кажущихся случайностях, видимых па поверхности, ни в окончательных результатах, подтверждающих наличие закономерности внутри этих случайностей. Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 305 - 306).
Но как ни важно такое различие между развитием природы и общества, оно вовсе не изменяет того факта, что истории, как и природе, присущи собств. объективные внутр. законы, не оставляющие места для к.-л. «божества». Без правильного, материалистич. понимания 3. п. и общества нельзя понять сущность явлений объективного мира, нельзя преодолеть религию. Правильное их понимание ведет к подрыву религ. мировоззрения и вооружает могучим орудием преобразования природы и общества в интересах трудовых людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.