статья, написанная и опубликованная по заказу деструктивных сил (всегда, даже тогда, когда она пишется "с благими намерениями"); один из элементов демагогии власть имущих или методов работы спецслужб. Особенностью заказной статьи является жесткая структура построения, а именно, наличие трех частей:
1) Первая часть - святая истина (правда), человек, читающий эту часть заказной статьи, готов подписаться под каждым словом автора, так как оно практически соответствует действительности. При чтении этой части у читателя должно возникнуть ощущение типа: " Ну, молодцы! Ну, дают! Правду-матку так и режут прямо в глаза! Во, мужики!” и т.д. Цель этой части - "войти в доверие". Объем этой части обычно 25-60% от всей статьи.
2) Часть вторая - труднопонимаемый или объемный текст (жвачка), создающий у потребителя комплекс неполноценности (утомляющий его и усыпляющий бдительность). Цель - создать ощущение типа: "Или я дурак и не понимаю, о чем здесь идет речь, или автор умен настолько, что даже я не понимаю". Здесь могут быть использованы всевозможные спекулятивные рассуждения о духовности, астрологии, пране, менталитете, экзистенциализме, предназначении, эксгибиционизме и других предметах, значение которых плохо понятно читателю, но находится на слуху. Размер второй части колеблется от 25 до 75% общего объема статьи.
3) Часть третья - заключительная (ключевая), то, ради чего, собственно, и писалась статья. Как правило, это опять весьма понятный текст, в котором проводится нужная автору мысль, произносится необходимое словечко (которое требуется запустить в оборот) и т.п. Третья часть может быть одним словом или предложением, но может быть и “размазана” по всей статье.
4) Иногда присутствует четвертая часть - так называемый местный антураж, где автор, если это режиссер московского театра.... будет говорить о театре, чего-нибудь попросит или предложит, если это бизнесмен - то начнет говорить о собственной интеллигентности и скромности, если борец за права человека, то - о тоталитаризме именно в нашей стране. Четвертая часть очень часто строится на материале, имеющем сильную эмоциональную окраску или способном вызвать соответствующие эмоции у читателя.
По принципу заказной статьи строятся некоторые фильмы, интервью, представления и политические передачи.
По этому же принципу был де-факто построен (осуществлен) сценарий уничтожения экономики и государства СССР:
- на первом этапе заявляются вещи, истинность которых не подлежит сомнению, и обыватель (население страны) голосует "ЗА" перестройку, реформы и т.п.;
- затем следуют невразумительные действия и речи, в которых теряется логика преобразований, наблюдается дезорганизация производственных и общественных отношений; эта часть является также необходимой в дальнейшем для ссылок на "объективные трудности" и не позволяет рационально (разумно) ориентироваться в событиях;
- третья часть характеризуется действиями, которые направлены на решение заказной задачи и не имеют никакого отношения к декларированным ранее целям; при этом непосредственные исполнители и инициаторы, как правило, прикидываются дураками, которые чего-то "недоучли", "не знали", "не думали".
Заказная статья
Заказная статья
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений