ЗАГРОБНЫЙ МИР

Найдено 1 определение
ЗАГРОБНЫЙ МИР
потусторонний мир, мир мёртвых, тот свет, в мифологии обитель умерших (их душ).
В архаических Традициях (у австралийцев, бушменов, папуасов) помещался в кустарниках, в устье рек и т. п., умершие могли продолжать жизнь охотников, превращаться в зверей и птиц, в виде духов возвращаться к стоянкам сородичей.
В традициях с развитой космологией отделен от земли живых, отождествлен с подземным (реже — небесным) миром, преисподней, в горизонтальной проекции модели мира располагался за потоками (греч. Стикс, ведийская Вайтарани и др.), горами и т. п. преградами, к-рые необходимо было преодолеть умершему во время загробного путешествия. Отсюда представления о необходимости ладьи (см. Ха-рон), коня (ср. Слейпнир) и др. транспортных средств, о проводниках душ (греч. Гермес, индонез. Темпон-Телон, Хайфи у чаморро и др.), шаманах, указующих путь в 3. м., и т. п. Согласно литовской традиции, покойнику нужны были звериные когти, чтобы преодолеть гору на пути в 3агробный мир: сорвавшегося пожирал дракон Визунас (ср. ацтекскую преисподнюю Миктлан, полинез. Пулоту).
По др. представлениям умершие должны были перейти мост (иранский Чипват) и т. п. Вход охраняло чудовище (греч. Кербер, Ешап у ингушей и т. п.) или хозяин 3агробного мира: они пропускали лишь выполнявших ритуалы (погребенных по правилу), откупившихся или заплативших за вход (обол Харона); не попавшие в 3. м. (колдуны, нарушители табу и т. п.) погибали окончательно, или становились злыми духами, вампирами (инд. веталы, рим. лемуры и т. п.).
Жизнь в 3агробном мире могла повторять земную (в селениях предков и т. п.), часто в инверсии (когда на земле день, в 3. м.— ночь, умершие ходят вверх ногами, их пища смертельна для живых и т. д.— ср. буни). В др. традициях души (тени) вели безрадостное существование — ср. греч. аид и др.-евр. шеол — или, напротив, обитали в стране изобилия (египетские поля иару). Судьбы умерших зависели от их статуса, способа смерти и т. п.: ср. скандинавскую вальхаллу для героев, павших в битвах, и хелъ — преисподнюю для умерших бесславной смертью (ср. кур и т. п.).
Архаические образы хозяйки 3агробного мира — Хель, кетской Хоседэм, шумеро-аккадской Эреш-кигалъ и т. п.— связаны с хтоническими мифами (ср. хтопические существа) и дуальным противопоставлением небесного и земного миров; противники демиурга в дуалистических космогониях становились богами 3. м.: таковы иранский Ангро-Ыайнъю, алтайский Эрлик, обско-угорский Кулъ-отыр и т. п. В ведийской мифологии «царем мертвых» стал первый умерший — Яма; ср. Осириса, к-рый стал царем 3агробного мира после смерти.
Дуализм небесного мира богов и преисподней злых духов послужил основой для позднейших представлений о рае и аде в христианской, мусульманской (джанпа, джаханнам), иранской, индуистской (голока-рай Вишну, ад — нарака и т. п.) мифологиях, связанных с идеей загробного воздаяния, в частности — загробного суда. Первоначально загробная судьба зависела в основном от ритуальной чистоты умершего, судьи 3. м. определяли, когда человек умрет (Мамету в аккадской мифологии и др.); Осирис, Яма, иранские Митра, Рашну и Сраоша, китайские Бао-гун, Циньгуан-ван (см. в ст. о 3. м. Диюй) и др. судят умерших по их добрым и злым делам (взвешивая их на весах и т. п.). Мифы о Сизифе, Тантале и др. дают примеры эпизодического загробного воздания в аиде; в христианской и др. мировых религиях райское блаженство и адские муки ждут праведников и грешников после смерти и продлятся вечно после Страшного суда (см. также Чистилище, «Хождение Богородицы по мукам»).
С мифами о 3. м. связан мотив поисков бессмертия — попытки воскресить Энкиду, вернуть Эвридику остаются безуспешными (ср. эпитет 3. м. кур в шумеро-аккадской традиции — «страна без возврата»); вместе с тем для шаманских мифов характерны представления о возвращении душ шаманами с того света. Спасения от мук 3. м. и посмертного блаженства ожидали участники мистерий Диониса и др. умирающих и воскресающих богов (ср. также календарные мифы о похищении Персефоны Аидом, пребывании в аду Еми-но куни богини Идзанами и т. п.). В христианской мифологии «попрание смерти» и избавление праведников от ада происходит во время сошествия во ад Иисуса Христа.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
1.15 мб

Наше «Я» в загробном мире

В. И. Цветков
Читать PDF
454.58 кб

«Сад Хароса» как византийская фольклорная модель загробного мира

Стельник Евгений Викторович
В статье предпринята попытка реконструкции «народных» византийских представлений о загробном мире. Византийские фольклорные представления об ином мире рассматриваются как синтез восточных, библейских и фольклорных традиций.
Читать PDF
11.91 мб

Города страны мертвых: картография представлений о загробном мире

Горнова Г.В.
В статье исследуются исторически сложившиеся пространственные описания представлений о загробном мире.
Читать PDF
270.97 кб

Представления о судьбе, смерти и загробном мире у приазовских албанцев

Ермолин Денис Сергеевич
В статье описаны представления о судьбе, смерти и загробном мире, бытующие среди албанского населения Приазовья (Украина).
Читать PDF
384.25 кб

Представления о загробном мире в нартском эпосе и несказочной прозе осетин

Сокаева Диана Вайнеровна
Задачей предлагаемой статьи является рассмотрение сложной картины представлений осетин о загробном мире в двух разных жанрах фольклора.
Читать PDF
317.80 кб

Пространственная стратификация загробного мира в визионерской традиции Средневековья (на примере «Це

Ковригина И.В.
На основе анализа памятников средневековой визионерской литературы исследуются представления людей Средневековья об основных пространственных характеристиках загробного мира (стратификации, соотношении его сегментов и их функциях)
Читать PDF
575.99 кб

Представления о загробном мире в контексте коллективной памяти древних греков: опыт Одиссея как чело

Обидина Ю.С.
В статье предпринята попытка рассмотрения плавания Одиссея с точки зрения реконструкции локализации мира живых и мира мертвых в древнегреческой традиции.
Читать PDF
636.20 кб

ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ В ПОХОРОННОЙ ОДЕЖДЕ (РОССИЙСКО- УКРАИНСКОЕ-БЕЛОРУССКОЕ ПОГР

Листова Т.А.
В статье рассмотрены специфика и трансформация похоронной одежды региона российско-украинско-белорусского пограничья. Показана связь обрядовой одежды с представлениями о загробном мире.
Читать PDF
282.27 кб

Традиционные китайские представления о загробном мире, отраженные в своде «Юйли баочао»: ортодоксаль

Корнильева Татьяна Игоревна
«Юйли Баочао», или «Драгоценные копии Нефритовых скрижалей», один из самых популярных памятников китайской простонародной религиозной литературы жанра «шаньшу» (кит. IIM3), так называемых «добрых книг».
Читать PDF
234.58 кб

2017.01.015. ТАВОНИ М. ДАНТЕ, "ВООБРАЖАЮЩИЙ" СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАГРОБНОМУ МИРУ. TAVONI M. DANTE "I

Лозинская Е.В.
Читать PDF
564.18 кб

Особенности представлений о загробной жизни в картине мира, отраженной в иудейской литературе период

Сомов Алексей Борисович
This article is dedicated to the problem of the study and description of the conceptual pattern of the afterlife in the New Testament.