"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ"

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ
(Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи) 2 октября 1920 г.» - речь В. И. Ленина, посвященная коренным задачам коммунистич. воспитания сов. молодежи. Впервые опубликована в газ. «Правда» 5, 6 и 7 окт. 1920 (№ 221, 222 и 223). 8 речи раскрыты осн. пути формирования коммунистич. сознания, преодоления пережитков прошлого в сознании людей, в частности и религ. пережитков. Задачи сов. молодежи, указывал В. И. Ленин, состоят в том, чтобы учиться коммунизму и строить коммунизм, неразрывно связывать коммунистич. идейность с практич. делами. Ставя задачу обучения коммунизму, В. И. Ленин говорил: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Соч. Изд. 5. Т. 41, с. 305). Подчеркивая, что формирование коммунистич. сознания происходит в процессе практич. борьбы за коммунизм, В. И. Ленин обращал особое внимание на необходимость сознат. дисциплины, инициативы и достижения практич. успехов в строительстве нового общества. Важнейшей задачей всего дела воспитания, образования и учения молодежи В.И. Ленин считал воспитание морали коммунистической. Он разоблачал клевету бурж. идеологов о том, что коммунисты якобы отрицают всякую мораль. Характеризуя сущность коммунистич. морали, В. И. Ленин одновременно разоблачал антиобщественную суть морали религиозной, вскрывая ее классовое содержание, ее реакц. роль. «В каком смысле, - говорил В. И. Ленин, - отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?
В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога но верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога» (там же, с. 309). Проповедь подобной нравственности, якобы исходящей из чего-то внечеловеческого, внеклассового, является обманом, надувательством, затемнением сознания рабочих и крестьян в интересах эксплуататоров. Указывая, что пролетарская, коммунистич. мораль подчинена интересам классовой борьбы пролетариата и выводится из них, В. И. Ленин отмечал, что она обусловлена объективным положением рабочих в обществе, уже при капитализме объединяемых крупным производством. Мораль коллективизма связана с рев. движением, с социалистич. революцией. Коммунистич. нравственность - это то, говорил В. И. Ленин, что служит разрушению капиталистич. и созиданию коммунистич. общества. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (там ж», с. 313).
Сердцевиной всей воспитат. работы с молодежью В. И. Ленин считал трудовое воспитание. Ленинские заветы по коммунистич. воспитанию нашли свое воплощение в программных документах Коммунистич. партии и прежде всего в новой Программе КПСС, принятой XXIТ съездом. Ленинские идеи о задачах Коммунистич. союза молодежи легли также в основу Устава ВЛКСМ, одно из требований к-рого - решит. борьба со всеми проявлениями бурж. идеологии, религ. и др. пережитками прошлого.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ"
историч. выступление В. И. Ленина на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи. Впервые напечатано в газете "Правда" (NoNo 221, 222, 223; 5, 6, 7 окт. 1920). Вошло в 31 т. 4 изд. Соч. Ленина. В речи Ленина, адресованной сов. молодежи, творчески решен ряд принципиальных вопросов мировоззрения марксизма: коммунизм и мировая культура, проблема единства теории и практики, труд и коммунистическое воспитание, сущность и принципы коммунистич. морали. Определяя задачи комсомола, Ленин учил, что Союз молодежи должен быть ударной группой, к-рая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Обращаясь к молодым строителям коммунизма, Ленин с величайшим оптимизмом развернул перед молодежью картину нового обществ. устройства. Он обосновал положение о том, что для установления коммунизма необходимо обеспечить рост идейно-политич. сознательности, повышение культурного уровня сов. людей, всестороннее развитие молодежи. В воспитании и образовании молодежи Ленин видел непременное условие построения коммунистич. общества. Поэтому актуальной задачей коммунистич. строительства он считал преобразование системы воспитания, учения и образования. "Мы можем строить коммунизм, – писал Ленин, – только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества. Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического общества" (Соч., т.31, с. 259). Первейшей обязанностью молодежи является, по мысли Ленина, обязанность "учиться коммунизму". "Учиться коммунизму" – это значит взять из культурного наследства прошлого все полезное и необходимое для нового общества. В этой связи Ленин развил принципиальные положения марксизма, определяющие отношение коммунизма к мировой культуре. Пролетарская культура, учил Ленин, является закономерным развитием тех запасов знания, к-рое человечество выработало под гнетом капиталистич. общества. Ленин указал на то, что марксизм возник в результате критич. освоения достижений передовой обществ. мысли человечества. Но если коммунизм – результат предшествующего развития, то, следовательно, "коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (там же, с. 262). Однако коммунистич. мировоззрение, говорил Ленин, нельзя выработать лишь посредством чтения книг и брошюр. Ленин указывал на то, что без работы, без борьбы книжное знание ровно ничего не стоит. Он бичевал "начетчиков и хвастунов", прикрывающих свое неумение или нежелание действовать во имя коммунизма лозунгами, призывами, цитатами. Красной нитью через все выступление Ленина проходит мысль о том, что коммунисты выковываются в труде, в борьбе за общее дело. В своем выступлении Ленин раскрыл воспитат. возможности, заложенные в труде на благо общества. Ленин связывал успехи в борьбе за коммунистич. переустройство общества с таким высоким уровнем сознательности, при к-ром строители коммунизма будут соблюдать нормы человеч. общежития не по принуждению, а добровольно, в силу своего коммунистич. убеждения, когда коммунизм превратится во внутр. убеждение и станет не только экономич., но и нравств. идеалом. Ленин делает вывод о том, что все дело воспитания, образования и учения совр. молодежи должно быть воспитанием коммунистич. морали. Ленин раскрыл сущность коммунистич. морали, показав, что в основе последней лежит борьба за коммунизм. Подвергнув анализу характер экономич. и идеологич. отношений при капитализме, Ленин показал, что коммунисты не отрицают мораль, нравственность, а отрицают лишь нравственность буржуазную, нравственность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалистич. фраз. Для коммунистов не существует абстрактная нравственность, взятая вне человеч. общества и обществ, отношений. В классовом обществе мораль всегда имеет классовый характер. А поскольку старое общество было основано на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, то и люди, воспитанные в этом обществе, восприняли психологию стяжательства, эгоизма, грабежа – отвратительные черты, с к-рыми должна бороться советская молодежь. Речь Ленина явилась программой, определившей гл. содержание, осн. методы и средства подготовки молодых строителей коммунистич. мира. Претворяя в жизнь заветы Ленина, комсомол на протяжении всей своей истории всегда принимал самое активное участие в великой борьбе сов. народа за победу коммунизма. Лит.: Бовин А., Учиться коммунизму, "Коммунист", 1960, No 14; Павлов С., Программа всей нашей работы, "Молодой коммунист", 1960, No 10; Источник вдохновения. [Высказывания видных деятелей Коммунистич. партии и Сов. гос-ва о речи-В. И. Ленина на III съезде комсомола...], там же; Кокошка Я., С Лениным в сердце, там же; Журавлева М. И., Торжество ленинских принципов воспитания и образования, "Вестн. высшей школы", 1960, No 10; Глек Т. П., Ленинский завет молодежи, там же. А. Сабун. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.