ЗАБЫВАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Забывание
вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Согласно Зигмунду Фрейду, является результатом переживаний или неконтролируемых воздействий на сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЗАБЫВАНИЕ
вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если воспоминания неприятны, постыдны или мучительны или если осуществление предположений, намерений, соблюдение обязанностей обременительно, то они "забываются" особенно легко.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗАБЫВАНИЕ
(Vergessen) — уменьшение силы или исчезновение памяти и воображения, вытеснение воспоминаний или намерений, обязанностей, целей и т. п. Является результатом переживаний или (неконтролируемых) воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. В основе забывания данных учебного материала в большинстве случаев лежит отсутствие продолжения занятий на соответствующую тему. Если воспоминания о пережитом неприятны, постыдны, мучительны или если принятие во внимание намерений, целей, соблюдение обязанностей обременительно, то они «забываются» особенно легко.
S. Freud. Psychopathologie des Alltagslebens, 1901; А. Freud. Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936; M. Halbwachs. Das Gedächtnis, 1966; E. Tietel. V. als Wunscherfüllung, 1986; E. B. Bolles. Remembering and Forgetting. New York, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

забывание
ЗАБЫВАНИЕ — понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида. Прочность хранения информации зависит от стратегий, используемых при заучивании материала, от режима «сохранения», который определяет, в частности, и воздействие интерференции. Выделяют два вида интерференции: ретроградную, или ретроактивную, и антероградную, или проактивную. Ретроградная интерференция проявляется в том, что одна информация оказывает мешающее воздействие на переработку другой информации, поступившей до появления интерферирующего сигнала. Проактивная интерференция проявляется в том, что одна информация мешает переработке другой, следующей после интерферирующего сигнала.         Иногда результаты блока 3. используются для оценки продуктивности работы блока хранения. Знаменитая кривая «3.», построенная Г. Эббингаузом в результате исследования заучивания бессмысленного материала, фактически была кривой «сохранения», полученной методом сбережения в парадигме повторного доучивания.         В настоящее время разработаны модели, описывающие консолидацию следа и 3. Считается, что след имеет два свойства: силу и уязвимость. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени. Различают две формы 3.: обратимую и необратимую. Обратимая форма интерпретируется как недоступность следа вследствие неадекватного контекста. Иллюстрацией обратимой формы 3. является амнезия, наступающая после шокового воздействия, которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Полагают, что причиной 3. в этом случае является не нарушение консолидации следа, а трудность припоминания. Доказательством могут служить данные о том, что возбуждающие наркотики могут частично снять амнезию, т.к. шоковое воздействие нарушает не сами следы, а доступ к ним. Необратимая форма 3. является проявлением «хрупкости» следа в результате его «уязвления».         Динамика 3. зависит от функционального состояния. Клинические исследования доказывают, что люди в состоянии депрессии «быстрее» забывают по сравнению с людьми в «оптимальном» психическом состоянии. Выявлена также зависимость воспроизведения (3.) от эмоционального состояния. Известно, что оптимальным для воспроизведения является ситуация, при которой воспроизведение происходит при «таком же» уровне возбуждения, при котором происходило заучивание.         Особый раздел составляет 3. собственных действий и намерений (феномен Зейгарник).         Т.А. Ребеко         Лит.: Солсо Р. Когнитивная психология. М., 2002; Lambert J.-F. Syst?me nerveux et activit?s mentales. Cours de Psychologie. Structures et activit?s. Paris, 1995. V. 5. P. 237—395.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Забывание и память в структуре личного тождества

Шевцов Константин Павлович
В статье анализируется роль памяти и забвения в формировании идентичности.