вид существования, по Хайдеггеру, основанный на том, что Man предпринимает постоянные попытки избавиться от груза ответственности за существование путем ухода в будничные дела, попытки утешить себя с помощью этих дел относительно своего бытия и все больше делать себя чуждым самому себе. Повседневность существования состоит из озабоченности, общей заботы и забвения.
ЗАБВЕНИЕ
ЗАБВЕНИЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Забвение
по Мартину Хайдеггеру) вид существования человека, состоящий в постоянно предринимаемых попытках ухода от груза ответственности за существование путем погружения в будничные дела, попытки утешить себя с помощью этих дел, удалиться от самого себя. Таким образом, повседневность существования состоит из озабоченности (осмотрительности), общей заботы (заботы, совместной с другими) и забвения.
ЗАБВЕНИЕ
отсутствие или исчезновение воспоминания. Забвение может быть вызвано многочисленными причинами: 1) неспособностью зафиксировать воспоминания; индивид забывает постепенно. Такая неспособность чаще всего связана с достаточно определенными психологическими или аффективными причинами; это случай «шока» или бурных эмоций; 2) неспособностью хранить воспоминания. Это то, что называют потерей памяти в собственном смысле слова. В этом случае забвение вызвано отсутствием усилия памяти, недостаточной работой по возобновлению фиксации, что связано прежде всего с повторением. «Чтобы запомнить, нужно семь раз забыть», — гласит французская пословица; 3) неспособностью вспомнить что-то, что на самом деле хранится в нашей памяти. Этот тип забвения характерен для стариков; Рибо называет его «антероградной амнезией»: при этом первыми исчезают самые недавние воспоминания; так, старики прекрасно помнят события их детства, но не могут вспомнить, что с ними было в зрелом возрасте, a forteriori их старости. При такой форме «антероградного» забвения прежде всего исчезают из памяти «имена собственные» (потому что они выучиваются позднее); затем — общие обозначения «вещей», потом — «качеств» (белый, черный и т.д.), и наконец — «глаголы»; 4) неспособностью узнать возвращающиеся к нам воспоминания; восстановить их в первоначальном контексте. Воспоминания существуют лишь тогда, когда мы можем их «реинтегрировать», как говорит Геффдинг, в некую целостность; 5) неспособностью локализовать воспоминания во времени. Именно в этом смысле временная память обладает «социальными рамками» (Халъбвакс); если бы у нас не было календаря, мы бы не обладали определенным и упорядоченным прошлым. Какова бы ни была его форма или причина (шок, возраст, вытеснение в бессознательное и т.д.), забвение всегда остается условием наших сегодняшних поступков и любого истинного творчества в рамках культуры, науки или искусства.
Источник: Философский словарь