(р. 1.10.1961) — спец. в обл. фил ос. религии и религиоведения; д. филос. н., проф. Р. в г. Благовещенске Амурской обл. Окончил Благовещ. гос. пед. ин-т по специальности «история» (1983), асп. (1989) и докторантуру (1998) по кафедре филос. религии и религиоведения филос. ф-та МГУ. С 1990 по 1995 - зав. кафедрой культурологии Благовещенского гос. пед. ин-та. С 2000 — зав. кафедрой религиоведения Амурского гос. ун-та. Канд. дисс. — «Психология восточных религий (на материалах сравнения религий древней Индии и христианства)» (1990). Докт. дисс. — «Категория святости (философско-религиоведческий анализ)» (1998). 3. исследует проблемы филос. языка религии, сравнительного религиоведения, а также история и методология религиоведения. Осн. внимание уделяется сравнительному изучению категорий религ, сознания, специфике этнорелигиозных традиций Запада и Востока. Обоснована семантическая концепция религ. сознания, открывающая новые возможности интерпретации категориального состава религий и понимания сущности религии. С позиций данной концепции утверждается, что религ. сознание отличается от др. форм сознания не особым способом отражения (напр., «фантастического», «превратного») и не особым объектом отражения (напр., «область сверхъестественного»), а прежде всего «характером интенциональности» (М. Хайдеггер). Особые способы схватывания признаков в смысловые целостности формируют в сознании религ. категории — семантические целостности, задающие в мысленном содержании сознания наиболее общие и существенные религ. значения (напр., священное, профанное, мирское). Характер интенциональности и специфические способы схватывания определяется комплексом псих., гносеол. и социокультурных факторов. Язык, взаимодействуя с сознанием как порождающая система (как energeia, в терминах Гумбольдта), выступает еще одним важным фактором формирования смысловой нагрузки религ. категорий. Сущностное содержание религии определяется системой предельных категорий и базисных интенций человека. 3. — гл. ред. (совм. с А. Н. Красниковым) ж. «Религиоведение» (изд. с 2001), ред. (совм. с А. Н. Красниковым, Е. С. Элбакян) энциклопедического словаря «Религиоведение» (2006).
Соч.: Сравнительное религиоведение: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1992. № 2; Образ сакрального: Бог Ветхого Завета и Брахман упанишад // Диспут. 1992. № 2; Образ сакрального: Бог Нового Завета и Бог Бхагавадгиты // Там же. № 3; Психоанализ сакрального в работах Зигмунда Фрейда // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1995. № 2; История древнерусской культуры. М., 1995; Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998; Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде // Религиоведение. 2002. № 3; Начала древнерусской культуры. М., 2002; Религия славян // История религии. Т. 1. М., 2004; Религия греков // Там же; Религия римлян // Там же; «Маньчжурский клин»: история, народы, религии. (В соавт., редактор). Благовещенск, 2005; статьи: Архетипические образы, Конфуцианство, Святое, Философия языка религии // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006; Язычество: от религии крестьян до кибер-религии // Религиоведение. 2005. № 4. 2006. № 1. 2007. № 1.
ЗАБИЯКО Андрей Павлович
ЗАБИЯКО Андрей Павлович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009